Решив перед съемкой, что явится главным, основным в снимке, фотолюбитель выбирает пропорции кадра - строит его «по горизонтали» или «по вертикали».
Чаще «по горизонтали» строят кадр тогда, когда необходимо подчеркнуть в снимке простор, широту. В снимке таких пропорций легче показать поле, широкую реку или какую-либо площадь. Снять же человека в рост лучше на кадр «по вертикали», то же самое относится к какой-либо вышке или монументальной скульптуре. Во всех случаях, когда нужно подчеркнуть высоту, лучше строить снимок «по вертикали».
Необходимо затем решить, как снять объект - весь целиком или только часть его? Где должны быть границы предметов, которые необходимо включить в кадр? Умение «вписать» в кадр снимаемый предмет, найти для него наиболее выгодное место на площади кадра имеет очень большое значение.
Надо суметь отличать главное, самое существенное и наиболее характерное. Исходя из этого, выбрать точку съемки и расстояние от фотоаппарата до фотографируемого предмета, добиться такого расположения основного предмета в снимке, чтобы он в первую очередь привлек к себе внимание.
Необязательно передавать объект полностью. Иногда наиболее характерная часть его, удачно показанная на снимке, дает возможность судить о нем более убедительно.
Каждый элемент, включенный в кадр, должен нести какую-либо «смысловую нагрузку». Все второстепенные детали должны лишь помогать раскрытию содержания снимка. Если они не выполняют этой роли, они вообще не нужны в кадре.
Смысловой центр связывает все элементы снимка в единое целое.