Например, мы фотографируем гонки яхт. При съемке поторопились, и оказалось, что на многих снимках одна яхта наполовину закрывает другую, или какое-то судно повернуто к нам кормой. От этого снимки получились маловыразительными, проще говоря, - неудачными.
Еще один пример. На самой оживленной городской улице бывают моменты, когда движение ненадолго замирает. Если сфотографировать улицу в этот момент, она будет на снимке такой же пустынной, как улица на городской окраине. С другой стороны, и окраинную улицу, обычно пустынную и тихую, может случайно и ненадолго заполнить, скажем, колонна автомашин. Если мы снимем ее как раз в эти минуты, она получится на снимке мало похожей на себя, и тот, кто будет рассматривать такой снимок, получит о ней искаженное представление.
При съемке надо руководствоваться таким общим правилом: самый лучший снимок тот, который показывает состояние самое обычное, самое характерное для объекта съемки. Чтобы добиться этого, иногда приходится запастись терпением и подождать. Ведь фотограф - не художник, ему недостаточно дорисовать в своем воображении то, чего в данный момент не хватает его объекту.
Выждать наступление самого характерного момента, который и в других отношениях бывает обычно самым удачным, - это и значит выбрать наиболее благоприятное время для съемки.
Выбор подходящей диафрагмы. Вам уже известно о том, какое большое влияние оказывает диафрагма, с одной стороны, на выдержку при съемке, а с другой стороны - на глубину резкости получаемого снимка. Поэтому, даже имея в своем распоряжении таблицу выдержек, фотолюбитель каждый раз должен самостоятельно решать вопрос, какую выбрать диафрагму, чтобы получить достаточную глубину резкости при не слишком продолжительной выдержке.
В самом деле: при диафрагмировании объектива глубина резкости быстро растет, но растет одновременно и выдержка.
Как преодолеть противоречие между этими двумя факторами?
Приходится запомнить три правила, - они помогают выбрать подходящую диафрагму и скорость затвора из нескольких вариантов, которые постоянно дает таблица выдержек.
Правило первое. В каждом отдельном случае надо уметь определить, что в данном случае важнее - короткая выдержка или большая глубина резкости.
Правило второе. Большая скорость затвора (короткая выдержка) нужна только в тех случаях, когда в поле зрения объектива попадают движущиеся предметы. Короткие выдержки рекомендуются также для портретной съемки, чтобы фотографируемый человек не испытывал чрезмерного напряжения.
Правило третье. Большая глубина резкости необходима при съемке многоплановых объектов, например групп из десяти и больше человек, расположенных в несколько рядов, но почти никогда не нужна при съемке отдаленных предметов, когда объектив установлен на «бесконечность», а передний план отсутствует. Не нужна она, как правило, и при съемке портретов. Объектив почти никогда не диафрагмируется при ночной съемке, а также при фотографировании, например, в театре, где света едва достаточно для моментальной съемки даже при полном отверстии объектива.