Современная техника фотографии позволяет снимать быстродвижущиеся объекты: машины на шоссе, спортивные моменты, играющих детей. Этот вид съемки требует от фотолюбителя быстроты ориентировки, находчивости, а не только опыта в построении кадра.
Для того, чтобы получить резкое изображение быстро движущегося объекта, например мчащегося по шоссе мотоцикла, необходимо снимать с очень короткой выдержкой. При большой выдержке вместо резкого изображения объекта получится «смазанный» снимок. Но максимально сокращая выдержку, фотограф производит съемку при большем отверстии диафрагмы, то есть в ущерб глубине резкости.
Такие случаи особенно часты при недостаточной освещенности фотографируемых объектов, когда невозможно производить съемку на повышенной скорости затвора и одновременно сильно диафрагмировать объектив для увеличения глубины резкости. Скорость действия затвора при таких съемках должна быть тем больше, чем выше скорость движения объекта.
Во время съемки движущегося предмета его изображение передвигается по поверхности светочувствительного материала.
Степень нерезкости любой точки изображения зависит от скорости движения фотографируемого объекта и скорости работы затвора. Чем больше выдержка и скорость движения, тем более «смазанным» получится изображение. Чем короче выдержка и чем медленнее движется предмет, тем менее вероятна нерезкость изображения.
При одной и той же скорости затвора вероятность получения нерезкого («смазанного») снимка зависит от расстояния, на котором находится снимаемый объект.
Изображение автомашины, движущейся вдали, будет перемещаться на матовом стекле (или светочувствительном материале) гораздо медленнее, чем если бы она промчалась перед самым аппаратом. Еще одна особенность: если машина идет мимо фотографа, движется параллельно пластинке, вероятность нерезкости будет больше, чем тогда, когда машина движется под более или менее острым углом к пластинке.
Учитывать надо и фокусное расстояние объектива, которым фотографируют движущийся предмет. Например, длиннофокусный объектив дает изображение более крупное, поэтому при работе с таким объективом более вероятно получение нерезкости.
Следовательно, при съемке быстро передвигающихся предметов допустимая выдержка для получения резкого изображения зависит: 1) от допустимой степени нерезкости изображения на негативе; 2) от скорости передвижения снимаемого объекта; 3) от расстояния между аппаратом и объектом съемки; 4) от направления движения объекта съемки по отношению к оптической оси объектива; 5) от фокусного расстояния объектива.
Выдержка может быть тем больше, чем медленнее передвигается объект, чем он дальше находится от аппарата и чем более острым является угол съемки. Наибольшей выдержкой можно пользоваться тогда, когда снимаемый объект движется прямо на аппарат или, наоборот, от аппарата.
Но кроме указанных выше условий, выдержка зависит еще от освещенности объекта. Это усложняет работу фотографа, требует от него умения всесторонне учитывать обстановку съемки и наилучшим образом использовать возможности аппаратуры.
Обычно наиболее короткие выдержки требуются при съемках спортивных моментов, а фотографирование движущегося городского транспорта (особенно при верхних точках съемки) можно производить с выдержкой от 1/100 до 1/20 доли секунды.
Наиболее интересными снимками быстродвижущихся предметов обычно бывают те, которые производятся с близкого расстояния. При этом движение передается наиболее полно и выразительно. Но, как уже говорилось выше, при таких съемках требуются наиболее короткие выдержки, поэтому, если условия съемки не позволяют диафрагмировать объектив, необходимо производить очень точную наводку на резкость. Так как это невозможно сделать по самому движущемуся предмету, то наводку рекомендуется производить заранее по какому-либо другому ориентиру (камешку, комочку земли, по ребру дорожной колеи) на пути движущегося объекта.
При съемке быстро передвигающихся объектов фотолюбители иногда механически «щелкают» затвором, считая, что чем больше будет негативов, тем легче окажется выбрать удачный кадр. Снимая, они заботятся лишь об одном: «поймать» снимаемый объект в рамку видоискателя. Так снимать нельзя. Нужно заранее подготовиться к тому, чтобы уловить наиболее характерный момент. Это в первую очередь относится к спортивным съемкам; недостаточно овладеть только техникой фотографии, необходимо познакомиться с различными видами спорта, чтобы «схватывать» наиболее интересные моменты.
Казалось бы, нетрудно снять прыжок в высоту. Однако неопытному фотолюбителю редко удается получить удачный снимок. В большинстве кадров спортсмен оказывается «заставшим» в маловыразительном положении. Чтобы избежать подобных неожиданностей, фотолюбителю нужно разобраться в последовательности движения спортсмена, умело определить момент, когда лучше всего нажать кнопку затвора.
Это важно, чтобы избежать нерезкости фигуры спортсмена на снимке и показать наилучшим образом его мастерство.
Очевидно, что скорость затвора при фотографировании прыжка в высоту должна быть большей в тот момент, когда спортсмен после разбега оттолкнулся от земли и летит к планке, и значительно меньшей, когда он на мгновение как бы повисает над планкой (движение вверх прекратилось, а вниз еще не началось). Именно в этот момент можно произвести съемку с наиболее продолжительной выдержкой. Да и сам снимок, отображающий наивысший момент прыжка, будет интересным.
В некоторых случаях поймать такой наивыгоднейший для съемки момент движения трудно, но именно в это время и можно производить съемку с более продолжительной выдержкой.
Приведем еще пример. Раскачивающихся на качелях ребят казалось бы очень трудно снять при малой скорости затвора, но это возможно, если нажать кнопку затвора, когда взлетевшие вверх качели потеряют скорость, но еще не начнут двигаться вниз.
Есть еще способ производить съемку быстро передвигающихся объектов на более замедленных скоростях: в момент выдержки повести аппарат по направлению движения объекта. Практически это делается так. Предположим, что производится съемка мчащегося мотоцикла. Фотолюбитель, «поймав» в видоискатель машину, «не выпускает» ее из рамки видоискателя, для чего быстро двигает аппарат по направлению движения. В этот момент он и производит съемку. Даже при скорости затвора в 1/100 секунды таким приемом можно получить резкое изображение движущегося предмета при нерезком фоне. Нерезкость фона хорошо выразит быстроту движения.
Стремясь в данном случае к четкой передаче в снимке мотоцикла, нельзя злоупотреблять большими скоростями затвора. Что получится, если на «смазанном» фоне будут видны мотоциклы с пригнувшимися на них в порыве движения спортсменами, а спицы колес у машин окажутся переданными на снимке так, что все их можно будет сосчитать. А такой случай вполне возможен, если снимать мотоциклистов с 1/1000 или 1/1250 скоростью затвора. Машины покажутся застывшими на месте, потому что когда мы смотрим на мчащиеся по шоссе мотоциклы, мы не видим спиц на их колесах - они сливаются в сплошной круг, а на снимке будут ясно видны.
Следовательно, излишняя быстрота работы затвора не всегда нужна. Едва уловимая нерезкость усиливает впечатление движения.