Интересны для съемки эстафетный и барьерный бег. Чтобы выявить присущие им особенности, снимают в момент передачи эстафеты и преодоления барьеров.
Момент передачи эстафеты лучше всего показать на первом этапе, когда участники команд подбегают почти одновременно. Точно так же и барьерный бег лучше всего запечатлеть у одного из первых барьеров.
Выдержка при съемке бега по возможности короткая, она изменяется в зависимости от угла съемки. Наибольшей она бывает при «лобовой» съемке, когда спортсмены движутся на аппарат.
Фотосъемка лыжного спорта.
Массовость этого вида спорта легче отразить во время кроссов. Выигрышным для съемки является момент одновременного старта.
Но съемку следует производить, как и во время легкоатлетического кросса, не на линии старта, а, примерно, в 100 метрах от ее или еще дальше, если фон окажется там выразительнее.
Не надо стремиться сделать несколько снимков. Это бесполезно. Лыжники пронесутся мимо.
Не обязательно фотографировать первых лыжников, сильно оторвавшихся от остальных. В этом случае не будет отражена массовость кросса и первый на старте далеко не всегда бывает первым на финише.
Фотографировать лучше так. Заметив приближающуюся группу лыжников, надо выбрать одного из тех лыжников, которые пройдут ближе других к аппарату. Он должен обладать достаточно высокой спортивной техникой, это можно заметить с первого взгляда. Как только лыжник попадает в поле зрения аппарата, улавливают момент наиболее выразительного и характерного движения и производят съемку. Все остальные лыжники получатся на втором плане.
Момент движения лыжника должен быть передан на снимке в спортивном отношении правильно и динамично.
Всмотритесь в движения лыжника, когда он идет по лыжне русским попеременным ходом. Движения повторяются через определенные промежутки времени. Можно сделать десятки снимков, но не на каждом из них будет удачно передана динамика.
Посмотрите на рисунок. На нем изображено шесть фаз движения лыжника, только за два шага, правой и левой ногой. Наиболее динамичны два положения - б и в. Два других момента д и е тоже динамичны, но менее удачны, так как поднятая правая рука лыжника закрывает его лицо.
Рис.41.Положение лыжника:а,б,в,г,д,е
Следить перед съемкой за положением лыжника трудно. Лучше всего поступать так. Если точка съемки будет находиться по правую руку лыжника, необходимо внимательно следить только за движением его левой руки. В момент, когда она вскинется вверх, нажать кнопку затвора.
Лыжник на снимке будет запечатлен в позе, примерно соответствующей рисункам 41б и41в. При съемке с другой стороны соответственно наблюдают за правой рукой лыжника.
Конечно, всегда надо выбирать фон. Невысокие ели, сосны, или кустарники, покрытые шапками снега, - прекрасный фон для снимка лыжника.
При съемках горнолыжного спорта, характеризующегося стремительными спусками с горы, быстрыми крутыми поворотами, стремятся передать именно эти характерные черты. Лучше всего снимать, когда пригнувшийся и наклонившийся в сторону лыжник на большой скорости огибает препятствие, взметая вихрь снега. При боковом освещении, когда взвихренный снег искрится в солнечных лучах на более темном фоне, фигура лыжника получается на снимке очень динамичной.
Прежде чем приступить к съемке, надо посмотреть за спуском двух-трех лыжников. Огибая препятствия, лыжники делают несколько резких крутых поворотов. Фотограф выбирает удачное место. Съемку можно производить на близком расстоянии, при скорости затвора в 1/200 долю секунды, если в этот момент «вести» аппарат по направлению движения лыжника.
Съемка прыжков с трамплина
Съемку прыжков с трамплина производят снизу, сбоку. Затвор нажимают в момент, когда лыжник, оторвавшись от трамплина, как бы летит по воздуху.
Все рассмотренные случаи касались съемок динамичных моментов лыжного спорта. Но это не значит, что лыжников обязательно фотографировать только в момент движения. Можно сделать удачные снимки, когда спортсмены и не находятся в движении. Например, два-три лыжника, наблюдающих за спортивной борьбой своих товарищей, составят интересный сюжет для съемки.
Производить съемку зимнего спорта в солнечный день желательно на мягких негативных материалах с применением светофильтра. В пасмурную погоду фотографируют на нормальных или контрастных пластинках и пленках.
Чтобы избежать замерзания затвора фотоаппарата, его можно держать на груди под пальто и доставать только на время съемки.