Начинающему фотолюбителю лучше всего начать съемку с неподвижных объектов - растений и деревьев, затем переходить к съемке насекомых и только потом уже - животных и птиц. При этом необходимо соблюдать несколько общих правил, связанных с особенностями натурной съемки в поле и в лесу.
При съемке мелких объектов, к которым можно приблизиться на небольшое расстояние, следует применять насадочную линзу.
Съемку лучше производить в солнечные и безветренные дни, когда выбранное растение или ветка дерева (а значит, и птица, сидящая на ней) неподвижны. В ветреную погоду приходится выжидать, пока наступит затишье между двумя порывами ветра.
Наиболее интересные снимки (редкие цветы, животные и птицы с небольшого расстояния) при малейшей возможности следует дублировать, то есть повторять сделанный снимок еще раз. Это нужно делать с измененной выдержкой (или слегка изменив величину отверстия диафрагмы).
Из двух полученных снимков, почти в точности одинаковых, один, наверное, окажется лучше другого в техническом отношении - в смысле плотности, глубины резкости, отсутствия смазанных деталей.
Штативом при съемке вне помещения лучше не пользоваться. Нужно привыкнуть фотографировать «с рук», что при выдержке не продолжительнее 1/25 секунды и некотором навыке дает ничуть не худшие результаты, чем съемка со штатива.
Фотоаппарат необходимо оберегать от воды, а также от песка и пыли. Если он не имеет футляра (да и при наличии футляра тоже), лучше всего носить его в мешочке из пластиката, не пропускающем ни воды, ни пыли, и вынимать только на время съемки.
Что касается самих объектов, то от юного фотографа потребуется много терпения и выдержки, чтобы получить их удачные изображения. Птицы и дикие животные очень пугливы. Порой они подпускают человека довольно близко, если он подвигается к ним с пустыми руками; но уже фотоаппарат в руках человека представляется крайне подозрительным предметом. Поэтому приближаться к живому объекту съемки следует очень осторожно, не делая резких движений, а к животным, в частности, подходить против ветра.
В заключение - несколько слов о выборе фона и глубине резкости.
Лучше всего, если птицы, насекомые, растения показаны на снимке на однообразном фоне, на котором они, естественно, будут выделяться лучше, чем на пестром.
Под пестротой здесь подразумевается, конечно, не чередование цветов, а чередование темных и светлых тонов, то есть белого, серого и черного.
Особенно при съемке птиц, сидящих среди веток, и их гнезд желательно, чтобы они не вырисовывались на «клетчатом» черно-белом фоне, образуемом ветками и небом. Для смягчения пестроты фона в ряде случаев целесообразно производить съемку при полном отверстии объектива. Это сильно уменьшит глубину резкости, фон получится «размытым», и основной объект съемки будет четко на нем выделяться.