Получить хороший фотопортрет, применяя только одну электрическую лампу, почти невозможно: если поместить ее перед лицом человека, портрет получится совершенно плоским, лишенным всякой выразительности из-за полного отсутствия теней. Всякое иное положение лампы, наоборот, даст на лице слишком резкие тени.
Таким образом, необходимы по крайнем мере две лампы. Они могут быть разной мощности, но желательно не менее 100 ватт каждая. Это даст возможность при полном отверстии объектива фотографировать со сравнительно короткими выдержками - не продолжительнее одной секунды.
Для получения подходящего фона растягивают на стене кусок серой материи либо серое или коричневое одеяло. Можно использовать и обои, которыми оклеена комната, если они не слишком пестры по рисунку. Снимать на белом фоне, как это часто делают, не рекомендуется: на снимке лицо окажется слишком темным. По существу фотографирование на белом фоне - всего только слишком живучая традиция, доставшаяся нам от фотографов прошлого века. Но тогда съемка велась на совершенно иных фотоматериалах, да и требования к фотопортрету предъявлялись совсем не такие, как сейчас. То, что было общепринятым в ту пору, для современного фотолюбителя нередко оказывается совершенно неприемлемым.
Фотографируемого следует посадить или поставить не ближе, чем в одном метре от фона. Расстояние между ним и объективом должно быть не менее полутора метров, чтобы избежать какого бы то ни было искажения.
Расположение ламп.
Имея в своем распоряжении две или три лампы, фотолюбитель может самостоятельно испробовать разные варианты их расположения по отношению друг к другу и к фотографируемому человеку.
Для этого придется произвести пробную съемку и запомнить те варианты, которые покажутся наилучшими.
Но для начала мы приводим несколько примеров съемки с двумя лампами. Показанное на снимках в конце книги расположение ламп испытано на практике и дает неплохие результаты.
При съемке с искусственным освещением широко применяется контражур. Для этого одну из ламп помещают рядом с головой снимающегося человека - сзади головы, сверху - сзади или немного сбоку. Вторую лампу ставят перед ним на большем расстоянии, чем первую, и притом обычно с другой стороны.
Иногда дает хороший результат освещение фона третьей, менее сильной лампой. При этом лампу помещают за спиной фотографируемого, - так, чтобы ее лучи падали несколько наискосок на поверхность материи или стены, служащей фоном. Этот прием называется «подсветкой фона» и применяется не только в фотографии, но и в кино при портретных съемках.
Для портретной съемки особенно подходят матовые лампы, - они дают не такой резкий свет, как обычные.