Основные положения и типы тормозов.
Торможение — это операция, позволяющая водителю снизить скорость автомобиля на столько, на сколько это необходимо, а также остановить его.
Торможение представляет собой искусственно создаваемое сопротивление движению, которое в случае необходимости должно многократно превышать сопротивления, возникающие при нормальном движении автомобиля.
Принцип действия тормоза основан на увеличении трения между шинами заторможенного колеса и дорогой, которое возникает в результате создания значительного трения в самом тормозе. Одна из трущихся деталей тормоза, выполненная в виде барабана или диска, связана с вращающейся деталью автомобиля (колесом или карданным валом), а другая, представляющая собой колодку или ленту — с невращающейся его деталью (поворотной цапфой, кожухом задней оси или картером коробки передач). При соприкосновении трущихся деталей тормоза между ними во время торможения возникает значительное трение, а на колесо или карданный вал действует тормозной момент.
Во время торможения кинетическая энергия, накопленная автомобилем при его разгоне, в основном преобразуется в теплоту, которая выделяется на колодках и тормозных барабанах, если колеса не доведены до юза (заклинивания). В результате этого скорость движения уменьшается, и автомобиль останавливается.
При стоянке автомобиля на спуске или подъеме он может скатиться вниз под действием составляющей силы его тяжести, параллельной дороге. В этих случаях с помощью ручного тормоза создают противоположно направленную этой силе тормозную силу, которая удерживает автомобиль на месте.
Для повышения безопасности движения на автомобиле применяют две тормозные системы. Одна из систем, действующая при нажатии ногой на педаль тормоза, является основной, рабочей системой и служит для замедления движения автомобиля (ножной тормоз). Другую, дополнительную систему, действующую при перемещении рычага, используют для удержания на месте автомобиля или как резервную систему при выходе из строя основной (ручной тормоз). На некоторых автомобилях установлена третья система — замедлитель, предназначенный главным образом для длительного торможения автомобиля при его движении на затяжных спусках.
Тормозная система состоит из тормоза (тормозного механизма) и тормозного привода. Тормозные механизмы создают тормозные моменты, необходимые для замедления движения автомобиля или удержания его на месте. Тормозной привод либо передает усилия водителя от педали или рычага тормоза к тормозным механизмам, либо создает силы, действующие при торможении на трущиеся детали тормозных механизмов. При установке усилителя тормозной привод передает суммарные усилия, создаваемые водителем и усилителем.
В зависимости от расположения тормоза могут быть колесными, действующими непосредственно на колеса автомобиля, или центральными, которые при торможении препятствуют вращению деталей трансмиссии. По конструкции тормоза разделяют па колодочные (наиболее распространенные), ленточные, барабанные и дисковые.
К преимуществам центрального тормоза, который используют обычно как ручной стояночный тормоз, следует отнести возможность создания больших тормозных моментов на ведущих колесах при сравнительно небольшом тормозном моменте и равномерное распределение момента дифференциалом, что уменьшает склонность автомобиля к заносу при торможении на скользкой дороге. Однако при экстренной остановке автомобиля центральным тормозом детали трансмиссии, воспринимающие тормозной момент, настолько нагружаются, что могут выйти из строя (разрушиться). Поэтому пользоваться центральным тормозом для остановки автомобиля следует очень осторожно и только в исключительных случаях (например, при отказе ножного тормоза).
Наибольшее распространение получили механический, гидравлический и пневматический тормозные приводы. Механический привод обычно используют для приведения в действие ручного тормоза. Тормоза с гидроприводом устанавливают на легковые автомобили, а также на грузовые автомобили и автобусы с полной массой не более 5—6 т. Гидропривод часто снабжают усилителем, уменьшающим усилия, которые надо приложить к педали тормоза, и тем самым снижающим утомляемость водителя. Для этого же на грузовых автомобилях и автобусах с полной массой более 8 т применяют тормоза с пневмоприводом.