Сцепление
Крутящий момент, развиваемый двигателем на коленчатом валу, ведущим колесам передают сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и приводные валы (полуоси).
Сцепление позволяет водителю разъединять двигатель и трансмиссию при переключении передач и торможении и плавно соединять их между собой, что очень важно при трогании автомобиля с места. Сцепление обычно устанавливают на маховик, который является одним из его элементов (ведущим диском).
Сцепление в простейшем виде состоит из двух поверхностей трения, прижимаемых одна к другой силами пружин. При желании водитель, нажимая на педаль и сжимая пружины, может разобщить эти поверхности, т. е. выключить сцепление. При включении сцепления поверхности трения должны слегка проскальзывать (пробуксовывать) до момента полного включения, после чего пробуксовка сцепления недопустима.
Если водитель выключил сцепление, то трансмиссия перестает передавать крутящий момент ведущим колесам, и автомобиль может продолжать движение только за счет накопленной им кинетической энергии, т. е. накатом.
Фрикционное сцепление.
Фрикционное однодисковое сцепление имеет две основные поверхности трения, одна из которых представляет собой торец маховика, а другая — поверхность нажимного ведущего диска, жестко связанного с маховиком.
Нажимной диск может перемещаться вдоль своей оси в направляющих. Между маховиком и нажимным ведущим диском расположен ведомый диск, который выштампован из листовой стали и может перемещаться по шлицам ведущего вала коробки передач.
Спереди и сзади к ведомому диску приклепаны или приклеены кольцевые фрикционные накладки, выполненные обычно из фрикционного материала, основой которого служат мягкий металл и асбест.
Для передачи крутящего момента двигателя легкового автомобиля достаточно одного ведомого диска; для грузовых автомобилей большой грузоподъемности с этой целью используют, по крайней мере, два ведомых диска, между которыми устанавливают промежуточный ведущий диск.
Нажимные пружины, расположенные по окружности, одним из своих концов упираются в кожух сцепления, а другим — в нажимной ведущий диск. Пружины давят на ведущий диск, который прижимает ведомый диск к маховику, в результате чего между ведущими и ведомым дисками сцепления возникают силы трения, а диски вращаются как одно целое вместе с ведущим валом коробки передач.
При выключении сцепления рычаг его педали, поворачиваясь, с помощью деталей привода перемещает вперед (на. рисунке влево) упорный шарикоподшипник, который давит на концы рычажков выключения, поворачивает их и тем самым отодвигает нажимной ведущий диск назад и сжимает нажимные пружины.