Для проворачивания коленчатого вала при пуске двигателя служит пусковой электродвигатель — стартер. Чтобы обеспечить надежный пуск двигателя, к его коленчатому валу нужно приложить крутящий момент, достаточный не только для преодоления момента сопротивления вращению вала, но и для сообщения ему такой угловой скорости, при которой обеспечен надежный пробой искрового промежутка между электродами свечи во время первого рабочего хода двигателя.
Стартеры представляют собой электродвигатели постоянного тока с последовательным возбуждением, которые сконструированы таким образом, чтобы при малых размерах создавать большой крутящий момент на коленчатом валу двигателя. Они обычно снабжены автоматическим устройством, которое отсоединяет вал стартера от коленчатого вала, когда пуск закончен, так как водитель может забыть это сделать.
В качестве примера ниже рассмотрено устройство привода стартера, у которого шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. Шестерня стартера, отштампованная вместе с грузиком, навинчена на резьбовую втулку, свободно установленную на валу стартера и соединенную с ним с помощью витой пружины. При пуске двигателя стартером из-за инерции грузика шестерня практически остается неподвижной (не вращается), а резьбовая втулка вращается вместе с валом стартера, вследствие чего шестерня свинчивается со втулки и входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. Шестерня остается сблокированной со втулкой до тех пор, пока испытывает определенное сопротивление со стороны зубчатого венца маховика.
При первых вспышках в цилиндрах двигателя число оборотов шестерни стартера резко увеличивается и становится больше числа оборотов вала стартера, в результате чего шестерня, навинчиваясь на втулку, выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика и возвращается в исходное положение.
Стартеры некоторых отечественных автомобилей снабжены приводами других типов. Наибольшее распространение получили стартеры с принудительным механическим или электромагнитным включением и непосредственным или дистанционным управлением, имеющие муфту свободного хода.