Поддон картера двигателя является резервуаром для масла. Масляный насос, приводимый в действие распределительным валом и погруженный в масло, засасывает его и под давлением подает по маслопроводам к точкам смазки (к коренным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала и шестерням его привода).
По каналам в коленчатом вале масло поступает к его шатунным шейкам. Под действием давления и центробежной силы масло выдавливается из отверстий в нижних головках шатунов, разбрызгивается, образуя масляный туман, и смазывает стенки цилиндров, а затем стекает в картер двигателя. Направленными струями масла обильно смазывают кулачки распределительного вала и толкатели. Стекающее в поддон картера масло проходит через сетчатый фильтр маслоприемника и снова поступает в масляный насос.
Масляный насос.
Масляный насос состоит из двух расположенных в корпусе шестерен. Одна из шестерен (ведущая) посредством винтовых шестерен привода связана с распределительным валом, а другая, находящаяся с ней в зацеплении (ведомая), свободно установлена на своей оси.
Одна полость корпуса служит для впуска масла, а другая для нагнетания его в масляную магистраль. Масло, заполнившее впадины между зубьями, при вращении шестерен переносится из впускной полости в нагнетательную и затем выдавливается из впадин зубьями сопряженной шестерни.
Редукционный клапан.
При пуске двигателя в холодное время года из-за большой вязкости масла давление в системе смазки может увеличиться настолько, что вызовет разрушение маслопроводов. Поэтому предусмотрена установка предохранительного редукционного клапана, который состоит из шарика и пружины и расположен в канале, соединяющем впускную и нагнетательную полости масляного насоса.
Если давление масла на шарик клапана больше усилия его пружины, то масло открывает клапан и частично перетекает из нагнетательной полости во впускную (у некоторых двигателей оно стекает в картер). Во время прогрева двигателя масло нагревается, его вязкость уменьшается, что понижает давление в системе, в результате чего редукционный клапан закрывается.
Масляные фильтры.
В системах смазки современных автомобильных двигателей масло полностью или частично проходит через масляные фильтры с постоянным и сменным фильтрующими элементами. Фильтры служат для очистки масла от механических примесей, смол и воды.
Иногда на двигателе устанавливают центробежный фильтр (центрифугу), в котором механические примеси отделяются от масла под действием центробежных сил.
Манометр.
Давление масла контролируют с помощью масляного манометра или указателя давления масла, установленного на щитке приборов. После пуска холодного двигателя давление в системе смазки поднимается до 3— 5 кГ/см2, а затем по мере прогрева двигателя падает до 1—2 кГ/см2. У некоторых автомобилей масляный манометр заменен красной сигнальной лампой, которая загорается, когда давление масла снижается ниже допустимого предела.
Измерение уровня масла.
Уровень масла в картере измеряют маслоизмерительным стержнем (щупом), который вставлен в отверстие картера. Уровень масла следует измерять, когда автомобиль стоит на ровном участке дороги.
Спускное отверстие, закрытое пробкой с резьбой, расположенное в наиболее низкой точке картера двигателя, служит для спуска масла из поддона картера.