Способность жидкости переходить из жидкого состояния в парообразное называется испаряемостью. От этого показателя зависят надежность поступления топлива из бака в карбюратор, скорость образования и качество топливовоздушной (горючей) смеси.
Автомобильные бензины должны обладать определенной испаряемостью, которая обеспечивала бы легкий пуск двигателя, быстрый его прогрев, полное сгорание топлива в прогретом двигателе, невозможность образования паровых пробок в топливной системе.
Смесь бензина и воздуха необходимого состава приготовляется в карбюраторе, который служит дозирующим устройством. Образование топливовоздушной смеси начинается в смесительной камере карбюратора и заканчивается в цилиндрах двигателя. Основной процесс испарения бензина и перемешивания его паров с воздухом происходит во впускном трубопроводе.
Для улучшения смесеобразования путем увеличения поверхности испарения бензин, вытекающий через калиброванные отверстия жиклеров и распылители в зону диффузоров, подхватывается потоком всасываемого воздуха и распыляется. Однако при этом испаряется только часть бензина. Основная часть распыленного топлива уносится потоком воздуха во впускной трубопровод, где мелкие капли испаряются, а крупные оседают на стенках, образуя жидкую пленку. Под воздействием потока воздуха эта пленка, постепенно испаряясь, поступает по стенкам впускного трубопровода в цилиндры двигателя.
Если процесс смесеобразования протекает нормально, топливная пленка успевает полностью испариться в конце впускного трубопровода или при соприкосновении с горячим впускным клапаном.
В противном случае она попадает в цилиндры двигателя, где доиспаряется (при благоприятных условиях) в течение тактов впуска и сжатия рабочей смеси.
Неиспарившийся бензин удлиняет время процесса горения и приводит к нагарообразованию. Жидкий бензин, кроме того, стекая по стенкам цилиндров, смывает с них смазочное масло, тем самым способствуя ускоренному изнашиванию цилиндро-поршневой группы. Вместе с тем неиспарившаяся пленка бензина ухудшает распределение его по цилиндрам двигателя.
На практике оценка испаряемости топлив для двигателей основана на определении их фракционного состава, а для бензинов - еще и на измерении давления насыщенных паров при температуре 38°С.
Фракционный состав бензинов и дизельных топлив определяется по ГОСТ 2177-66 на стандартном аппарате для разгонки нефтепродуктов. При этом отмечаются температуры начала (HP) и конца (КР) разгонки. Промежуточные температуры фиксируются через каждые 10 °С или в соответствии с требованиями ГОСТ. Однако на стандартном аппарате практически невозможно точно оценить особо легкие фракции, наиболее опасные с точки зрения образования паровых пробок в топливопроводах. Поэтому для бензинов еще определяют давление насыщенных паров при температуре 38 °С по ГОСТ 1756-52 и 6668-53.
Чем больше в бензине легких фракций, тем выше давление его насыщенных паров и тем лучше его пусковые свойства. Однако с повышением давления насыщенных паров возрастает склонность бензина к образованию паровых пробок, увеличиваются потери от испарения при хранении на складах и в топливных баках. Поэтому ГОСТ ограничивает верхний предел давления насыщенных паров для автомобильных бензинов до 670 гПа летом и от 670 до 930 гПа зимой.