Главное дозирующее устройство. Главное дозирующее устройство с утопленным жиклером уменьшает интенсивность нарастания расхода топлива при увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя.
Проходные сечения карбюратора, служащие для истечения воздуха и топлива, обеспечивают максимальную мощность двигателя.
Предположим, что разрежение под диффузором простейшего карбюратора при большом числе оборотов равно 30 см, а при малом — всего лишь 2 см бензинового столба. Предположим также, что в последнем случае расход топлива будет недостаточным. В карбюраторе рассматриваемого типа жиклер расположен ниже уровня топлива в поплавковой камере, например, на 5 см, и при отсутствии разрежения в смесительной камере топливо поступает в распылитель под действием собственной силы тяжести, т. е. под давлением столба топлива высотой 5 см.
При работе двигателя с большим числом оборотов топливо поступает в распылитель под действием перепада давлений, равного 35 см (давление 30 см столба топлива создается за счет разрежения у жиклера и 5 см столба топлива — вследствие того, что жиклер опущен ниже уровня топлива на 5 см). При малом числе оборотов топливо поступает под действием перепада давлений 7 см столба топлива вместо 2 см столба топлива, как у простейшего карбюратора (давление 2 см столба топлива создается за счет разрежения у жиклера и 5 см столба топлива — из-за того, что жиклер находится ниже уровня топлива на 5 см).
Таким образом, расход топлива незначительно увеличивается при большом числе оборотов коленчатого вала двигателя, но резко возрастает при малом числе оборотов.
После остановки двигателя необходимо предотвратить утечку топлива через жиклер, для чего его устанавливают в U-Образной трубке, кромки которой расположены над уровнем топлива в поплавковой камере. Вместо U-образной трубки применяют также две концентрические трубки, образующие колодцы. Трубка или колодцы заполнены топливом, которое используют для обогащения смеси при разгоне автомобиля.
В главном дозирующем устройстве с пневматическим торможением топлива трубка и колодцы служат замедлителями расхода топлива при увеличении числа оборотов двигателя. Воздух, поступающий при этом в трубку или колодцы, снижает разрежение у жиклера и тем самым замедляет увеличение расхода топлива (пневматическое торможение), а также перемешивается с топливом и образует эмульсию.
В результате пневматического торможения и эмульсирования топлива смесь постепенно обедняется.
При установке распылителя в воздушном канале жиклер отделен от диффузора и расположен в воздушном канале, соединенном с диффузором через верхнее отверстие и с атмосферой через боковое. Под действием разрежения в диффузоре воздух в смесительную камеру поступает одновременно через диффузор и боковое отверстие, поэтому около жиклера разрежение становится меньше разрежения в диффузоре. Правильное соотношение разрежений устанавливает конструктор подбором диаметров отверстий.
Предположим, что на малых числах оборотов коленчатого вала двигателя карбюратор отрегулирован так, что работает нормально. При повышении числа оборотов разрежение около жиклера возрастает на величину, меньшую чем разрежение в диффузоре, вследствие чего расход топлива увеличивается меньше, чем расход воздуха. В результате при повышении числа оборотов коленчатого вала двигателя смесь постепенно обедняется.
Главное дозирующее устройство с изменением разрежения в диффузоре обедняет смесь при увеличении числа оборотов вала двигателя в результате впуска в смесительную камеру дополнительного воздуха, вследствие чего замедляется увеличение разрежения в диффузорах и понижается расход топлива. Смесительная камера данного карбюратора может сообщаться с атмосферой через отверстие, закрываемое автоматическим клапаном. Клапан удерживается в закрытом положении под действием силы тяжести или тарированной пружины.
При работе двигателя с небольшим числом оборотов разрежение, создаваемое в смесительной камере, слишком мало для того, чтобы открыть клапан, и поэтому воздух поступает в камеру только через диффузор. Наоборот, при увеличении числа оборотов разрежение становится достаточным для поднятия клапана и сообщения смесительной камеры с атмосферой. Дополнительный воздух, проходящий через этот клапан, обедняет смесь, вследствие чего процентное содержание топлива в ней уменьшается.