Принцип действия.
Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота управляемых колес. Оно состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм увеличивает момент, прикладываемый водителем к рулевому колесу, а рулевой привод передает возникающие при этом усилия управляемым колесам.
При повороте автомобиля управляемые колеса с помощью рулевой трапеции поворачивают на различные углы, что устраняет поперечное проскальзывание и усиленный износ шин.
Передние управляемые колеса установлены на оси поворотных цапф и могут быть одновременно повернуты относительно шкворней до упора в один из регулировочных болтов. Для уменьшения трения в проушины цапф запрессованы бронзовые втулки, а между ними и балкой или стойками установлены упорные подшипники качения. От осевых смещений и проворачивания шкворни удерживаются клиновыми болтами, вставленными в отверстия балки или стоек и закрепленными гайками.
Когда поворачивают рулевое колесо, то вместе с ним поворачивают и рулевой вал, а также жестко закрепленный на нем червяк, который увлекает за собой зацепленный с ним зубчатый сектор и поворачивает его вместе с рулевой сошкой. Так как продольная рулевая тяга шарнирно соединена с сошкой и рулевым рычагом левой поворотной цапфы, а левая и правая цапфы также шарнирно связаны между собой посредством двух рулевых рычагов и поперечной рулевой тяги, то поворот сошки высыпает одновременный поворот управляемых колес относительно шкворней. Передняя ось, рулевые рычаги и связанная с ними поперечная рулевая тяга образуют рулевую трапецию, которая обеспечивает поворот управляемых колес на различные по величине углы.
Рулевые тяги во время движения автомобиля качаются в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Так, например, продольная тяга при повороте сошки поворачивается в обеих плоскостях и одновременно может качаться в вертикальной плоскости при наезде управляемых колес на неровности дороги. Поэтому рулевые тяги соединяют с сошкой и рычагами посредством шаровых шарниров, состоящих из шарового пальца, сухарей и пружин. С помощью пружин шарниров устраняются зазоры, возникающие в результате износа пальца и сухарей, и, кроме того, уменьшаются удары, передаваемые продольной рулевой тягой от управляемых колес к рулевому колесу.
При независимой подвеске колес поперечная рулевая тяга состоит из трех шарнирно соединенных между собой частей, что позволяет колесам перемещаться в вертикальной плоскости независимо одно от другого.