Монтаж и демонтаж шин МАЗ-6422, МАЗ-5432.
При демонтаже шин нужно выпустить из них воздух; снять с конической полки борт шины со стороны замочной части обода, для чего завести между бортовым кольцом колеса и бортом шины последовательно друг за другом прямую и изогнутую монтажные лопатки и одновременно отжать вниз; передвигаясь по окружности обода и отжимая вниз борт шины лопатками, снять его с конической полки замочного кольца; извлечь замочное кольцо, для чего вставить конец прямой лопатки в демонтажный паз кольца и отжать его из замочной канавки, изогнутой лопаткой приподнять вверх; поддерживая кольцо прямой лопаткой, извлекать его изогнутой монтажной лопаткой до тех пор, пока оно полностью не выйдет из канавки; снять бортовое кольцо с обода; перевернуть колесо; снять второй борт шины с конической полки обода, для этого с помощью обеих монтажных лопаток снять второй борт так же, как и первый; поставить колесо вертикально, вынимая обод из шины до упора вентиля камеры в торец вентильного паза, после чего утопить вентиль в паз; извлечь обод из шины.
Для монтажа шин требуется: вложить камеру в покрышку, предварительно пересыпав ее тальком, и вставить ободную ленту, поддуть камеру и завернуть золотник; положить шину на обод с некоторым перекосом и вставить вентиль в вентильный паз; приподнять шину со стороны вентиля, надеть ее и бортовое кольцо на обод, вставить замочное кольцо средней частью относительно разреза в замочную канавку; осадить замочное кольцо в канавку на ободе, причем надо следить за тем, чтобы второй конец не входил одновременно в канавку на ободе.
Убедиться в том, что кромка замочного кольца находится под бортом шины; заправить кромку кольца под борт, если она в некоторых местах упирается в борт шины; поставить колесо в специальную предохранительную решетку или положить его замочным кольцом вниз; подкачать шину до давления, не превышающего 98 кПа. Убедившись, что борт шины по всей окружности находится на замочном кольце, довести давление до рекомендуемого.
Для предотвращения самопроизвольного демонтажа замочного кольца при накачивании шины можно завести лопатку-вороток в дна противоположных отверстия диска и перекрыть ее концами замочное кольцо. При монтаже и демонтаже шин не следует выбивать обод из шины, ударяя кувалдой по диску колеса или замочной части обода.
Нельзя утапливать кольцо ударами молотка без применения деформируемой прокладки, так как это приведет к появлению выбоин на нем и его деформации.
Прежде чем приступить к сборке колеса, необходимо убедиться в том, что: обод, диск, бортовое и замочное кольца не имеют трещин, вмятин, ржавчины и грязи (особенно в замочной канавке); замочное кольцо не имеет погнутых кромок, заусенцев; зазор в месте его разреза при установке на обод не превышает 16 мм, а «винт» в свободном состоянии — 15 мм.
В случае необходимости выправляют вмятины на деталях колес, очищают их от грязи, ржавчины и красят.
Детали колес, имеющие трещины, к эксплуатации непригодны.
При увеличении зазора в стыке кольца надо исправить замочное кольцо путем обжатия его по диаметру и выправить «винт».
Местные зазоры между замочным кольцом и поверхностью обода не должны превышать 3 мм и должны плавно уменьшаться в обе стороны на дуге не более 1/4 окружности. Допустимое отставание концов кольца от обода — 1,5 мм.
Если зазор превышает 3 мм, кольца непригодны для сборки и эксплуатации и должны быть обжаты и отрихтованы или заменены новыми.
Следует иметь в виду, что замочное кольцо, у которого нарушена конфигурация и имеются перечисленные выше дефекты, при накачивании шины может выскочить из замочной канавки и травмировать обслуживающий персонал.
Нельзя пользоваться неисправным и некомплектным монтажным инструментом или лопатками-воротками, изготовленными автохозяйствами с несоблюдением размеров.
Для установки колеса на ступицу нужно надеть Прижимы на болты крепления колес и навернуть гайки; затянуть гайки колес — сначала верхнюю, а затем диаметрально противоположную. Остальные гайки затягивают также попарно (крест-накрест).
Затяжку гаек рекомендуется производить в несколько приемов и проверять при этом торцевое биение колеса, которое не должно превышать 8 мм при замере посередине боковой поверхности шины. При большем отклонении следует ослабить гайки колес и снова затянуть их в изложенной выше последовательности, добиваясь уменьшения биения колеса.
Эксплуатация автомобиля с осевым биением колеса свыше 8 мм не допускается, так как это приводит к повышенному износу шин и дополнительному нагружению подшипников колес.