Производство керамических изделий относится к глубокой древности. Археологические раскопки подтверждают, что за 5 тыс. лет до н. э. изделия из керамики были известны в Египте.
Из Египта гончарное производство перешло сначала в Грецию, а затем в Италию.
В нашей стране керамическое производство (гончарные изделия) возникло в X-XI вв. Первый завод по выработке фаянсовых изделий был построен в 1724 г. купцом Афанасием Гребенщиковым под Москвой. В 1799 г. были введены в строй заводы в Межгорье (под Киевом) и в Харьковской области (Будянский завод).
Наиболее совершенным керамическим продуктом является фарфор. Родиной фарфора является Китай. В России первые рецептуры фарфоровой массы созданы Д. И. Виноградовым и М. В. Ломоносовым, каждый из которых работал самостоятельно. В 1744 г. начал работать первый в России завод под Петербургом (сейчас завод имени М. В. Ломоносова) по выработке фарфора. В 1766 г. был построен второй фарфоровый завод в селе Вербилки (ныне Дмитровский фарфоровый завод).
К 1915 г. в России уже насчитывалось 36 фарфоровых заводов полукустарного типа.
За годы Советской власти керамическая промышленность была целиком реконструирована, многие производственные процессы на заводах механизированы и автоматизированы. Построены также десятки новых заводов, оснащенных современной техникой и работающих на отечественном сырье.
В настоящее время решается вопрос о более равномерном размещении заводов на территории нашей страны и об увеличении мощностей ныне действующих заводов.
Технология производства керамических товаров
Технологическая схема производства керамических изделий включает следующие основные операции: приготовление массы, формование изделий, сушку, обжиг и декорирование.
Все материалы, которые применяют при производстве керамических изделий, делят на основные и вспомогательные. К основным относятся материалы, идущие для приготовления керамических масс, глазурей и керамических красок, к вспомогательным материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм, капселей.
Материалы для керамических изделий
Основные материалы делят на пластичные, отощающие, плавни, глазуреобразующие и керамические краски.
Пластичными материалами являются глины и каолины. Глины и каолины образуются в результате длительного распада горных пород типа гранита, гнейса, полевого шпата, которые под воздействием целого ряда факторов (смены температур, действия воды, кислорода воздуха, взаимного трения) разрушаются и теряют первоначальный химический состав. Каолины в отличие от глин обладают более чистым химическим составом, меньшей пластичностью, большей огнеупорностью.
Отощающие материалы способствуют уменьшению пластичности глин, снижают усадку и деформацию изделий при сушке, к ним относятся кварц и чистые кварцевые пески.
Плавни понижают температуру плавления и спекания глинистых материалов, придают керамическому черепку плотность, просвечиваемость, механическую прочность; ими являются полевой шпат, пегматит, мел, известняк, доломит.
Глазуреобразующие материалы (глазурь)- это разновидность некоторых видов стекол. Она предохраняет черепок от механических воздействий, улучшает его гигиеничность, придает поверхности изделия лучший внешний вид.
Для выдувной посуды из бесцветного стекла установлено семь групп разделок. Розничные цены изделий, рисунки которых по трудоемкости не входят в 7-ю группу, имеют надбавки за сложность рисунка в процентах к этой группе.
На хрустальные изделия наносят разделки 4-10-й групп сложности.
Глазури бывают прозрачные или непрозрачные (глухие), бесцветные или окрашенные.
Основу керамических красок составляют металлы и их окислы, силикаты, алюминаты, бораты, которые способны давать при нагревании до высокой температуры окрашенные соединения на керамических изделиях. По характеру применения керамические краски подразделяют на подглазурные и надглазурные.
Подглазурные краски наносят на неглазурованный, обнаженный черепок, затем изделие покрывают глазурью и обжигают.
Надглазурные краски наносят на черепок, покрытый .глазурью, и закрепляют их особым обжигом при температуре 600-850°.
Приготовление керамической массы осуществляется последовательным выполнением ряда технологических процессов: очистки сырья от вредных минеральных включений, дробления, размола, просеивания через сита, дозирования и смешивания.
Формуют изделия из пластических и жидких (шликер) керамических масс. Изделия несложных форм и конфигураций (чашки, тарелки) формуют из пластической массы влажностью 24-26% в гипсовых формах с помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах.
Способ литья из жидкой массы влажностью 30-35% в гипсовые формы является незаменимым в производстве керамических изделий, где сложность и разнообразие форм исключает использование других способов формования. Осуществляют литье ручным или автоматическим способами.
Сушка способствует повышению прочности керамических изделий, сформованных из пластической массы или отлитых из шликера. Сушку проводят в конвекционных (конвейерных, камерных и туннельных) и радиационных сушилках при температуре 70-90°.
Обжиг керамических изделий
Обжиг является основным технологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений, проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическую прочность и декоративные свойства.
Обжиг проводят в два приема: Для фарфоровых изделий первый обжиг (утильный) происходит при температуре 900-950°, а второй (политой) - при температуре 1320-1380°. Для фаянсовых изделий первый обжиг проводится при температуре 1240-1260°, а второй - при температуре 1140-1180°. Используются печи двух видов: туннельные (непрерывного действия) и горны (периодического действия).
Декорирование изделий является завершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающейся в нанесении на белье (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок двумя методами: ручным и полумеханизированным.
Усик, отводка, лента представляют собой непрерывные круговые полоски (усик шириной 1 мм, отводка от 1 до 3 мм, лента от 4 до 10 мм).
Трафарет наносят аэрографом при помощи пластинок из гонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответствуют наносимому рисунку. Он может быть одноцветным и многоцветным.
К рытье различают следующих видов: сплошное - все изделие покрыто равномерным слоем краски; полукрытье - изделие покрыто краской шириной от 20 мм и выше; нисходящее - краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия.
Печать наносят на изделие с печатного оттиска на бумаге; при этом получают графический однокрасочный рисунок, который обычно раскрашивают одной или более красками.
Штамп представляет собой наиболее простой способ декорирования. Рисунок наносят резиновым штампом, покрытым краской. Чаще штамп наносят золотом.
Декалькомания керамических изделий
Декалькомания (деколь) занимает основное место в декорировании изделий. Переносят рисунок на изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографским способом. В настоящее время применяют сдвижную деколь. На подкладочную бумагу крепят ацетилцеллюлозную пленку, на которой напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисунком отделяется от бумаги и остается на изделии. В процессе муфельного обжига пленка сгорает, а краска сплавляется с поверхностью изделия.
Шелкография является новым, перспективным способом украшения керамических изделий. Печатание рисунка производят через шелковую сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изделие подводят под шелковую сетку. Резиновый ролик с краской, проходя через сетку, продавливает ее в вырезы трафарета и таким образом рисунок переводят на изделие.
Живописные работы выполняют кисточкой ручным способом. В зависимости от сложности живопись бывает простой и высокохудожественной.
Фотокерамика воспроизводит на изделии портреты знаменитых людей, виды городов; особенно эффектна она в цветном исполнении.
Основные свойства керамических товаров
Свойства керамических изделий зависят как от состава применяемых масс, так и от технологических особенностей их производства.
Основными свойствами являются объемная масса, белизна, просвечиваемость, механическая прочность, твердость, пористость, термическая стойкость, химическая устойчивость, скорость распространения звуковых волн.
Показатели свойств керамических товаров
Объемная масса фарфора равна 2,25-2,4, а фаянса 1,92-1,96.
Белизна - способность материала отражать падающий на него свет. Особенно важна белизна для фарфоровых изделий. Белизна определяется визуально путем сравнения испытуемого образца с эталоном или объективно с помощью электрического фотометра.
Просвечиваемость характерна для фарфора, который просвечивает даже при большой толщине изделия, так как имеет спекшийся черепок. Фаянсовые изделия не просвечивают из-за пористого черепка.
Механическая прочность является одним из важнейших свойств, от которого зависит долговечность изделий. Удельная механическая прочность, т. е. отношение приложенного усилия к единице толщины дна, определяется по методу свободного падения стального шарика (у фаянса она более высокая: 57-61 гс - см на 0,1 мм, чем у фарфора: 48-53гс - см на 0,1 мм).
Твердость глазурного слоя фарфора по минералогической шкале равна 6,5-7,5, а фаянса 5,5-6,5, микротвердость определяется вдавливанием алмазной пирамидки, она равна соответственно 3600-4200 Мн/м2 и 1730-1760 Мн/м2.
Пористость определяют методом водопоглощения, которая у фарфора составляет 0,01-0,02%, а у фаянса 9-12%.
Термическая стойкость характеризует способность изделия выдерживать резкие смены температур. Термическая стойкость фарфоровых изделий выше, чем фаянсовых. Так, в соответствии с действующими техническими условиями глазурь у фарфоровых изделий должна выдерживать перепады температур от 170 до 16°, а у фаянсовых от 160 до 16°.
Химическая устойчивость глазурей и керамических красок, применяемых для бытовых фарфоровых и фаянсовых изделий, должна быть высокой, так как при обработке слабыми кислотами и щелочами при обыкновенной температуре или при нагревании до 60-65° они не должны разрушаться.
Скорость распространения звуковых волн у фарфоровых изделий в 3-4 раза выше, чем у фаянсовых, поэтому при ударе деревянной палочкой по краю фарфоровые изделия издают высокий звук, а фаянсовые - глухой.
Ассортимент керамических товаров
Все керамические товары делят на изделия грубой и тонкой керамики. Изделия грубой керамики имеют в изломе черепка неоднородную структуру, различаемую невооруженным глазом.
Для изделий тонкой керамики характерен спекшийся мелкопористый черепок с однородной, плотной структурой. Изделия тонкой керамики включают две группы:
1) изделия со спекшимся в изломе черепком (твердый фарфор, мягкий, костяной и фриттовый фарфор, тонкокаменные изделия);
2) изделия с пористым черепком (фаянс, майолика, полуфарфор).
Твердый фарфор характеризуется высокими механической прочностью, химической и термической устойчивостью. Наши заводы вырабатывают фарфоровые изделия в основном из твердого фарфора, который готовят из массы, содержащей 50% глинистых веществ, 25% полевого шпата и 25% кварца.
Мягкий фарфор имеет высокую просвечиваемость, но меньшую термическую и механическую прочность. Массы, применяемые в производстве мягкого фарфора, содержат 30% глинистых материалов, 30-36% полевого шпата и 20-45% кварца. Используют мягкий фарфор при изготовлении художественных изделий.
Костяной фарфор изготовляют из массы, в состав которой, кроме обычных компонентов, входит 20-60% костяной золы. Он имеет белый черепок и хорошую просвечиваемость, но вместе с тем низкую механическую и термическую прочность. Применяется для изготовления сувенирной посуды.
Фриттовый фарфор по своему составу ближе подходит к стеклу, чем к фарфору, так как не содержит глинистых материалов. Этот вид фарфора вследствие недостаточной твердости глазури и трудоемкости технологического процесса для изготовления посуды применяют редко.
Тонкокаменные изделия имеют окраску, зависящую от природных свойств глин (светло-серая, кремовая). Эти изделия по своим свойствам напоминают окрашенный фарфор, но обладают более высокой термической устойчивостью. Изготовляют химическую тонкокаменную посуду, а также кружки, кофейные и чайные сервизы; выпуск последних изделий еще мал.
Фаянс имеет белый пористый черепок, водопоглощение которого колеблется в пределах 9-12%. Фаянсовые изделия покрывают легкоплавкой глазурью. В состав фаянсовой массы входят 65% глинистых материалов, 30% кварца или кварцевого песка и 2-5% полевого шпата.
Майолика является разновидностью фаянса, обладает высокой пористостью. Майоликовые изделия обычно покрывают цветной глазурью.
Полуфарфор по своим свойствам занимает среднее положение между фарфором и фаянсом и в основном идет на изготовление изделий санитарно-технического назначения. Полуфарфоровые изделия дешевле фарфоровых и выше по качеству, чем фаянсовые.
Художественная ценность фарфоровых и фаянсовых изделий определяется белизной черепка, его просвечиваемостью,рациональностью формы (фасона), характером и качеством декорирования.
Белизна черепка - одно из основных свойств, определяющих красоту керамических изделий, особенно фарфоровых. Высокая белизна фарфора подчеркивает простоту и ясность исполнения, четкость пропорций и выразительность декора. Тонкие стенки фарфора повышают его изящество.
Фасон керамического изделия
Рациональное решение формы (фасон) изделия прежде всего связано с удобством пользования им. Особенно важно соответствие формы изделия его назначению. Большое значение при создании формы имеет использование пластических особенностей материала. Для изделий с выразительными формами характерны четкая закономерность пропорций и строго продуманная уравновешенность частей изделия. Изящно выполненная отводка подчеркивает его простоту и лаконичность. При украшении изделий декалькоманией большое значение имеет как тематика рисунка, так и сочность, яркость красок. Удачное сочетание оттенков цвета повышает декоративные свойства изделия, а ручная дорисовка придает ему художественность. Применение орнаментальных и сюжетных композиций, выполненных ручными живописными работами в традициях народного декоративного искусства, приближает керамические изделия к предметам декоративного искусства.
Выпускаемые промышленностью керамические изделия должны вписываться в современный интерьер жилых помещений, им должны быть присущи практичность и рациональность.
Фарфоровые изделия. Фарфоровые изделия относятся к товарам сложного ассортимента, их классифицируют по целому ряду признаков. Так, по назначение ассортимент бытовых фарфоровых изделий делят на столовую, чайную, кофейную посуду и прочую.
Особо выделены художественные изделия.
Фарфоровая столовая посуда представлена самыми разнообразными изделиями как по наименованиям, так и по фасонам и размерам.
Блюда выпускают круглыми и овальными размерами 300, 350, 400 и 450 мм.
Вазы для супа или компота изготовляют с крышками разных фасонов емкостью 2000-3500 см3.
Подливочники бывают без поддона и с поддоном емкостью от 80 до 400 см3.
Салатники характеризуются разными фасонами и емкостью 1200-1400 см3 (четырехугольные имеют емкость от 120 до 1000 см3). Селедочницы выпускают длиной 135 и 250-270 м3
Тарелки - основной вид столовой посуды. Они бывают глубокими и мелкими, для взрослых и детей. Глубокие тарелки выпускают диаметром 200 и 240 мм, а мелкие - 240-200, 175 п 158 мм. Детские тарелки глубокие и мелкие размером 178 мм входят в состав детских наборов. Кроме перечисленных изделий, в эту группу входят изделия для специй - горчичницы, солонки, хренницы.
Чайная и кофейная посуда весьма разнообразна по фасонам, размерам и декору. Чашки с блюдцами занимают основное место в ассортименте данной группы. Чайные чашки от кофейных отличаются по емкости. Так, кофейные чашки имеют емкость 60, 85 и 100-130 см3. Емкость чайных чашек бывает 200-250, 260-275, 300-350, 400 и 500 см3 (последние две являются подарочными) .
Чайники различают заварные (для заварки чая) емкостью 250, 350-375, 450, 500-700, 735-800 см3 и доливные (для кипятка) емкостью 1000-1250, 1400 см3.
Бокалы выпускают разных фасонов с блюдцами емкостью 375-400, 500 и 600 см3.
Кофейники изготовляют разнообразных фасонов емкостью 500, 750, 1000-1250, 1400 см3.
Кружки вырабатывают с ручкой и без ручки, с утолщенным черепком и специальные курортные плоские с отверстием в ручке. Емкость кружек колеблется от 90 до 500 см3.
Пиалы характерны для восточного ассортимента посуды, по форме они бывают конические, без ручек емкостью 140-150, 220-250, 350-400 см3.
К группе чайной и кофейной посуды относят также вазы для фруктов и варенья на ножке.
Прочие изделия - это полоскательницы, салфетницы, сырницы и др.
Сервизы и гарнитуры керамических изделий
Комплектную посуду выпускают в виде сервизов, наборов, гарнитуров, подарочных комплектов; для нее характерно единство формы (фасона) и разделки.
Сервизы и гарнитуры по назначению бывают чайными, кофейными и столовыми на 6 и 12 человек. Гарнитур включает большее количество предметов, чем сервиз того же назначения.
В комплектную посуду входят тонкостенные чайные и кофейные сервизы с толщиной стенки 1,4-2,5 мм.
Художественные изделия занимают значительное место в группе фарфоровых изделий. В ассортимент художественных изделий входят скульптура (фигуры людей, животных, птиц, рыб п т. д.), бюсты, вазы для цветов различных фасонов; настенные барельефы (барельефы в виде щита - рельефное изображение гербов старых городов и др.); разные изделия (детские приборы, пудреницы, пепельницы, карандашницы, туалетные комплекты, комплекты шахматных фигур,блюда и тарелки настенные, кружки подарочные, графины для ликера, памятные медали и т. д.).
Для художественных изделий характерно сочетание утилитарных свойств с высокими эстетическими. Эти изделия разнообразны по форме, их более тщательно отделывают и декорируют (чаще способом живописи).
Фаянсовые изделия
Ассортимент фаянсовых изделий включает хозяйственную посуду и художественные изделия.
Фаянсовая хозяйственная посуда состоит из штучных и комплектных изделий.
Ассортимент фаянсовых штучных изделий проще и менее разнообразен, чем аналогичных фарфоровых. Значительный удельный вес занимают плоские изделия (тарелки, миски, селедочницы). В хозяйственной фаянсовой посуде отсутствуют такие изделия, как чашки, чайники, кофейники.
В комплектные изделия входят сервизы столовые, приборы для водки, завтрака, наборы детской посуды.
Художественные изделия занимают незначительное место в ассортименте фаянсовых изделий; в основном это скульптура, вазы для цветов и пепельницы разных фасонов.
Майоликовые изделия. Ассортимент майолики включает посуду и художественные изделия.
Для майоликовой посуды характерна отделка различными цветными глазурями (майоликовыми поливами) и подглазурными красками. Вырабатывают кружки, масленки, конфетницы, сухарницы, пепельницы, рюмки для яиц, сырницы, сметанницы; широко представлены в ассортименте приборы для фруктов, ликера, салата, яиц, воды, варенья, специй, а также кофейные и детские приборы.
Художественными изделиями являются вазы для цветов, настенные блюда и тарелки, пепельницы, сувенирные изделия, скульптура.
Полуфарфоровые и гончарные изделия
Ассортимент полуфарфоровых изделий еще недостаточно широк: в него входят кувшины для вина и воды, бочонки для солений. Их выпускают в белом глазурованном виде, со сплошным крытьем кобальтом (подглазурным или надглазурным) или поливом цветной глазурью.
Гончарные изделия относятся к грубой керамике, так как имеют естественно окрашенный черепок от светло-желтого до коричневого цвета. Основным сырье являются легкоплавкие глины средней пластичности. Формуют эти изделия на гончарном круге или в гипсовых формах. После сушки и глазурования изделия обжигают в горнах при температуре 900-1000°.
Украшают гончарные изделия ангобами (беложгущиеся и цветные глины).
Ассортимент гончарных изделий состоит из крынок горшков, мисок, кружек, кувшинов, масленок, сухарниц, судков для сметаны и масла, цветочных горшков. Из гончарной массы вырабатывают также художественные изделия: вазы для цветов, кашпо, блюда настенные, скульптуру, игрушки и др.
Качество керамических товаров
Керамические товары должны быть прочными, удобными в пользовании, иметь красивый внешний вид. Их изготовляют в соответствии с образцами, утвержденными в установленном порядке. При оценке качества керамических товаров обращают внимание на показатели качества черепка, глазури и декорирования. В зависимости от внешнего вида, физико-технических показателей, характера, размера и количества дефектов посуда по действующим МРТУ делится на 1, 2 и 3-й сорта.
Белизну, механическую и термическую прочность определяют по методикам, изложенным в действующих МРТУ.
Белизна фарфоровых изделий для 1-го сорта должна быть не менее 63%, для 2-го - 60 и для 3-го - 55%. Для фаянсовых изделий допускаются чистые голубовато-серые или желтые оттенки.
Просвечиваемость характерна только для фарфоровых изделий, которые в слоях толщиной до 2,5 мм просвечивают.
Механически прочными считаются фарфоровые и фаянсовые тарелки и блюдца, которые при пятидневном хранении их стопками (первые по 120 шт., а вторые по 100 и 150 шт.) не разрушаются.
Термическая устойчивость фарфоровых изделий выше, чем фаянсовых. Первые должны выдерживать не менее 7 тепловых смен, а вторые не менее 6.
Наличие дефектов устанавливают при внешнем осмотре изделия.
Неправильность монтирования деталей изделия - это несимметричное их расположение, отклонение приставных деталей (носиков, ручек) от вертикальной и горизонтальной плоскостей.
Подрыв приставных деталей допускается, если он волосяной и несквозной и не нарушает механической прочности изделия. Однако подрыв носиков у чайников не допускается.
Выбоины и щербины на изделии образуются в процессе производства, транспортирования и хранения. При сортировке учитывают местонахождение дефекта (лицевая или оборотная сторона изделия), их характер (зашлифованные, заполированные, заглазурованные) и количество.
3аглазурованные односторонние трещины представляют собой несквозные посечки черепка.
Деформация изделия выражается в его искривлении. Этот дефект возникает в результате неправильного проведения процессов сушки и обжига. Особенно характерен он для плоских изделий. Замеряется деформация с помощью ступенчатого шаблона в миллиметрах и для основных видов изделий имеет допуски по МРТУ.
Разлив глазури на изделиях должен быть гладким и равномерным. Допускаются незначительные натеки. Мелкие рассредоточенные наколы, не нарушающие товарный вид изделия, допускаются. Матовость глазури в 1-м сорте не допускается, во 2-м и 3-м допускается с ограничениями.
Плешины и сборка глазури на изделии выглядят в виде мест, не покрытых глазурью. На лицевой стороне фарфоровых изделий в 1-м сорте, а у фаянсовых изделий в 1-м и 2-м сортах не допускаются.
Сухость глазури и летел ый край встречаются на фаянсовых изделиях. Сухость глазури возникает в результате недостаточной толщины глазурного слоя на изделии. Летелый край резко снижает гигиенические свойства изделия; он характеризуется отскоком глазури по его краям и в 1-м и 2-м сортах не допускается.
Цек и волос - это трещины глазурного слоя. Изделия с этими дефектами бракуют.
3асорка появляется на изделиях в результате выкрашивания зерен шамота из капселей. Она бывает подглазурной, а также надглазурной, которую можно зашлифовать.
Мушка выглядит в виде темных точек на изделии. Появляется этот дефект вследствие попадания в керамическую массу окислов железа.
Прыщ и пузырь образуются в результате нарушения режима обжига. Пузырь имеет внутри значительную пустоту, поэтому изделия с этим дефектом переводят в брак.
Задувка портит внешний вид изделия и в 1-м сорте не допускается.
Следы от полозков и гребенок характерны только для фаянсовых изделий и допускаются с оборотной стороны зашлифованные или зачищенные.
Пережог и недожог красок образуется при нарушении муфельного обжига. Краски не должны стираться.
Сборка декалькомании допустима, если она не нарушает рисунка.
Помарки краской надглазурные на лицевой стороне изделия в 1-м сорте не допускаются, а во 2-м и 3-м имеют ограничения в допуске.
Отслаивание краски переводит изделия в несортовые.
Для майоликовых изделий в основном характерны те же дефекты, что и для фаянсовых. По техническим условиям число допустимых дефектов не должно превышать для 1-го сорта майоликовых изделий - 3, для 2-го - 6 и для 3-го - 7.
Маркировка, упаковка керамических товаров
Каждое фарфоровое и фаянсовое изделие маркируют товарным знаком, который наносят на центр дна изделия керамической краской и закрепляют обжигом. Товарный знак должен быть четким, без помарок, с указанием группы декорирования, розничной цены и сорта изделия, причем на изделиях 1-го сорта он красного цвета, на изделиях 2-го - синий, 3-го - зеленый.
Упаковывают чашки по 4 или 6 шт. вместе с блюдцами, кружки - по 4 шт. каждого размера в бумажные пачки, сахарницы и чайники по 1 шт. вместе с крышкой в бумагу. Плоские изделия завертывают в бумагу через одно изделие, а затем в бумажные пачки.
Несколько пачек прокладывают гофрированной или плотной бумагой или стружкой и заворачивают в бумагу. Получается укрупненный пакет, вес которого должен быть не более 20 кг, количество входящих в пакет пачек не должно быть более- 15 (что составляет 25-40 тарелок). Пакет перевязывают шпагатом и наклеивают ярлык с указанием наименования завода-изготовителя и его адреса, наименования изделий, количества изделий в пакете, группы декорирования, сорта, даты упаковки, номера упаковщика и номера МРТУ.
Изделия сувенирного и подарочного назначения укладывают в коробки из гофрированного картона, на которые наклеивают художественно оформленные этикетки.
Транспортирование и хранение керамических товаров
Посуду перевозят в крытых железнодорожных вагонах и контейнерах, пол которых выстилают древесной стружкой равномерным и плотным слоем. Ряды пакетов также прокладывают стружкой.
На контейнерах и железнодорожных вагонах завод-изготовитель должен делать надпись «Осторожно, стекло!».
Посуду, направляемую в районы Арктики, Крайнего Севера и отдаленные районы, упаковывают в соответствии со специальными техническими условиями.
Фарфоровые и фаянсовые изделия хранят в закрытых сухих помещениях на стеллажах. При этом более тяжелые изделия размещают на нижних стеллажах, а легкие - на верхних. Тарелки можно хранить в стопках (фарфоровые по 120 штук, а фаянсовые по 100 шт.)