Галерея связывала колокольню со стоящим неподалеку зданием Архиерейских палат. Здесь, как и в Боголюбове, зодчие воплотили принцип «хоромного строения»: все здания связаны с собором.
Каменные Архиерейские палаты стоят на месте епископского Дворца конца XV в. и частично включают в себя древние постройки. Через главный вход на западном фасаде можно попасть на лестницу, ведущую в огромный зал Крестовой палаты, расположенный на втором этаже.
Помимо Рождественского собора, на территории кремля есть и другие церкви, в том числе возведенная в 1720-1739 гг. церковь св. Николы. Место для церкви - у древних южных ворот Кремля, у спуска к реке Каменке - выбиралось неслучайно: святой Николай считался покровителем плавающих и путешествующих. Этот довольно большой храм был «холодным», т.е. не отапливался, а потому рядом с ним для проведения богослужений в зимнее время построили небольшую теплую церковь Рождества Христова (1771). Такие «парные» храмы - теплый и холодный - строились на Руси довольно часто, это позволяло избежать большого расхода дров зимой (позже появились двухэтажные церкви, где отапливался лишь один этаж, а другой использовался для богослужений в теплое время года). Главным, парадным, обычно считался большой холодный храм, а теплый был невелик, прост по своей архитектуре и напоминал жилой одноэтажный дом. Неподалеку от собора находится еще одна церковь св. Николы (1766) - деревянная, перевезенная из села Глотова. Это образец так называемых «клетских храмов», напоминающих обычную избу: основой здания является клеть - прямоугольный сруб. Кроме клети, храм включает в себя алтарь и «трапезную».
Никольская церковь - часть Музея деревянного зодчества и крестьянского быта, который раскинулся на противоположном от Кремля правом берегу Каменки, в так называемых Заречных слободах.
В этом необычном музее воссоздана типичная планировка: главная улица, ориентированная на церковь, деревянные избы, хозяйственные постройки, вынесенные за околицу. В центре «села» стоят две церкви - Преображенская (1756. из с. Козлятьево) и Воскресенская (1776. из с. Потакино). От них отходит улица с усадьбами и с дворовыми постройками XVIII-XIX вв. В некоторых домах воссозданы старинные крестьянские интерьеры. Кроме жилых зданий в музее представлены и хозяйственные сооружения: две ветряные мельницы, амбар, колодец, овины для сушки снопов. Земли, на которых разместились постройки Музея деревянного зодчества, некогда принадлежали Борисоглебскому и Дмитриевскому монастырям. Оба они возникли в XVI в. и стали звеньями оборонительной «цепи» монастырей вокруг Суздаля. До наших дней от Дмитриевского монастыря не сохранилось никаких построек, от Борисоглебского - лишь главный собор (1747) во имя князей Бориса и Глеба.
Остатки третьего монастыря отчетливо видны с моста через Каменку: церковь Козьмы и Демьяна (1725) - главный храм бывшего Козьмодемьянского монастыря. Холм, на котором стоит церковь, местные жители до сих пор называют Яруновой горой, и существует предположение, что в древности здесь находилось капище. Чуть дальше, по дороге на Владимир, на берегу речки Мжары. видна еще одна бывшая монастырская Церковь, освященная во имя Знамения Господня (1749).
С восточной стороны от Знаменской церкви за Мжарой можно разглядеть уникатьный курганный могильник - древнее кладбище воинов княжеской дружины.
Знаменский, Козьмодемьянский, Борисоглебский и другие монастыри защищали северо-западные подступы к Суздалю. С южной стороны надежной преградой для врагов служили Покровская, Спасо-Евфимиева, Александровская обители. Но прежде чем познакомиться с ними, стоит пройти через бывший городской посад, лежащий у кремлевских стен. Главную торговую площадь Суздаля можно сравнить с московской Красной площадью и по функциям, и по расположению. Это был центр города, и под защитой посадских крепостных стен находились дома ремесленников, торговцев и других горожан. В XVI в. на суздальском посаде насчитывалось 414 дворов... и 14 деревянных церквей. Фактически каждые 30 дворов имели свою церковь - такого соотношения не зафиксировано ни в одном другом русском городе. Впрочем, как пишет Н. Н. Воронин, «религиозность этих горожан сильно отдавала язычеством... Так, было обычаем совершать обряд бракосочетания ночью; родители новобрачных приносили в храм питья и яства, происходило угощение, а потом гости заводили тут же продолжавшиеся до утра песни и пляски, в которых участвовали и священнослужители». Деревянные храмы, окружавшие торг, строились на средства горожан. А на протяжении XVII в. полного войн и эпидемий, эти же горожане, посадские люди, сумели заменить почти все деревянные церкви на каменные (сейчас их около 30).
У самого Кремля, почти над древним рвом, стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи (1720), возведенная на месте деревянного шатрового храма. В юго-западном углу торговой площади расположена группа из двух церквей: Входоиерусалимская (1707) и слева от нее - Пятницкая (это имя досталось церкви от ее деревянной предшественницы, церкви Параскевы Пятницы: на самом деле в 1772 г. ее освятили во имя св. Николая). Сейчас церкви кажутся случайно поставленными рядом, но в прошлом их окружала невысокая кирпичная ограда с каменными воротами, украшенными необычным каменным сводом в форме «крестчатой бочки». Между храмами возвышалась традиционная для Суздаля шатровая колокольня. Западную сторону площади занимает типичное для русских городов XIX в. вытянутое здание Гостиного двора (1806-1811). Торговые ряды служили центром городской жизни: горожане не только приходили сюда за покупками, но и выходили «на галерею» прогуляться, поделиться новостями, обсудить наряды, присмотреть невесту.
Перед Гостиным двором стоит очень характерная для Суздаля «пара» храмов: холодная парадная церковь Воскресения Xристовa (1720) и теплая церковь Казанской иконы Божьей Матери (1739). Наружное убранство храмов выглядит довольно скромно, а вот колокольня очень нарядна, украшена изразцами и разноцветными кубышками. Жители города считали, что она поставлена «на столичный манер», так как основание ее шпиля походит на шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Еще одна «пара» церквей находится в северо-восточном углу площади: это холодная Цареконстантиновская церковь (1707) и теплая церковь иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости (1787). Главный холодный храм производит очень праздничное впечатление, поскольку украшен широким карнизом и пятью главками замысловатой формы.
Старейший каменный посадский храм, церковь святого Лазаря (1667), стоит на Старой улице, перед бывшими северными воротами деревянных укреплений посада. Как и большинство посадских церквей, она построена на месте одноименной деревянной шатровой церкви и первая среди посадских храмов получила пятиглавое завершение. В следующем столетии рядом с ней была сооружена теплая церковь святого Антипия, конек которой украшен нарядным железным ажурным гребнем. Очень интересна и колокольня рядом с Антипьевской церковью, которая завершается типичным для суздальских памятников вогнутым шатром (поскольку такая форма шатра появилась именно в Суздале, она получила название «суздальской дудки»).
В советское время реставраторы вернули колокольне первоначальную расцветку, и благодаря этому мы можем представить, как выглядел Суздаль в XVII в.: среди деревянных изб и редких каменных домов посадских людей рядом с многочисленными небольшими храмами возвышались многоцветные нарядные колокольни.