Большое количество сохранившихся храмов и атмосфера русской старины привлекает в Суздаль множество киногрупп. Здесь снимались отечественные фильмы, посвященные истории Руси, - «Андрей Рублев» и «Царская невеста». «Метель». «Женитьба Бальзаминовая. В 1980 г. на окраине Суздаля возник деревянный городок — декорации к «Юности Петра» С. Герасимова. Позже здесь проходила работа над фильмами «Россия молодая», где Суздаль «играл роль» Архангельска, «Тема» Г. Панфилова, «Мертвые души» М. Швейцера. За последние 35 лет здесь было снято около 30 фильмов.
Прогулки по Суздалю. Продолжение
Лазаревская церковь поставлена на самой границе бывшего посада. За ней - остатки земляных валов, окружавших город, и древняя улица Нетёка. необычное название которой свидетельствует, что здесь когда-то был прорыт искусственный ров. Кроме рвов и валов, посад защищали деревянные стены, а в проезде нынешней Старой улицы находились северные ворота, откуда начинались дороги на Владимир. Ярославль, Ростов и другие города.
Почти сразу за бывшими городскими валами напротив здания районной администрации и памятника Ленину, находится монастырь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Существуют две версии его возникновения. Большинство современных исследователей склоняется к тому, что монастырь был заложен в первой половине XVI в. Но церковное предание гласит, что монастырь существует с 1207 г. и через 20 лет после его основания здесь под именем Ефросиний приняла постриг княгиня Феодулия. Она много сделала для благоустройства обители, и благодаря ее молитвам даже хан Батый не тронул Ризположенский монастырь. Мощи святой Ефросиний хранились в монастырском соборе. Главный памятник монастыря - монументальные Святые ворота, украшенные цветными изразцами и замыкающие перспективу Старой улицы. Как и многие постройки Ризположенского монастыря, ворота возведены в XVII в. тремя зодчими - Иваном Маминым, Андреем Шмаковым и Иваном Грязновым, всегда работавшими вместе. Вероятно, они были крепостными монастыря, и то, что история сохранила их имена - уникальный для допетровской Руси случай.
Рядом с воротами находится построенный в первой половине XVI в. Ризположенский собор (праздник Положения ризы Богоматери, как и остальные богородичные праздники - один из самых популярных во Владимиро-Суздальском княжестве). Главный монастырский храм сравнительно невелик, и его трехглавие, необычное для русской архитектуры того времени - дань традициям домонгольской архитектуры. К моменту начала работы Мамина, Шмакова и Грязнова собор простоял уже более столетия но, вероятно, он показался зодчим излишне скупым и сдержанным. Поэтому его окружили галереей, украшенной поливными изразцами и роскошным порталом. Самой значительной постройкой трех суздальских мастеров был Троицкий собор - высокий и нарядный пятиглавый храм в северной части монастырского двора. Его взорвали в 1934 г. Монастырская колокольня своим классицистическим обликом резко отличается от всей суздальской застройки. Она возведена в 1819 г. под руководством местного каменщика Кузьмина, вероятно, по каким-то столичным образцам. С 1999 г. монастырь стал действующим.
Чуть севернее Ризположенского на берегу Каменки стоит еще один монастырь - Александровский, или, как его называли в древности Большая лавра. По преданию, его основал Александр Невский в 1240 г., и поэтому обитель пользовалась благосклонностью со стороны московских князей Ивана Калиты и его сына Ивана. С того времени сохранились два надгробия, свидетельствующие о погребении здесь суздальских княгинь - Марии (1362) и Агриппины (1393). В первой половине XVIII в. монастырь был окружен небольшой оградой с декоративными башенками.
В 1695 г. в монастыре на средства царицы Натальи Кирилловны возвели храм Вознесения Христова и колокольню. Хотя храм зимой не отапливался, рядом с ним нет традиционной теплой «пары» - ее заменяют пристроенный с севера придел и крытая паперть. Слева за мостом через Каменку раньше находилась Кожевенная слобода. Там сохранилась традиционная суздальская «пара»: летняя холодная Богоявленская церковь (1781) и теплая зимняя Рождественская (1739).
Стоящий на правом берегу реки ныне действующий Покровский монастырь был учрежден в 1364 г. суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем. Как гласит местное предание, он сделал это в благодарность за спасение от гибели во время сильнейшей бури на Волге. Но от той первоначальной поры в монастыре ничего не сохранилось - все ныне существующие здания построены в XVI—XVIII вв. Хорошо укрепленный Покровский монастырь занял стратегически важную позицию: вдоль его стен проходила Стромынка - старейшая дорога на Москву (память о ней сохранилась в названии московской улицы Стромынки - последнего отрезка этой дороги). Своего расцвета монастырь достиг в XVI в., и причиной его быстрого возвышения стала трагическая история Соломонии Сабуровой - жены великого князя Московского Василия III насильно постриженной в монастырь после «дела о бесплодии». По княжескому приказу здесь были построены несколько церквей с символическим посвящением: Покрову Пресвятой Богородицы (знак божественного покровительства княжескому роду), Благовещению Пресвятой Богородицы (символ предвозвестия рождения будущего владыки) и Зачатию святой Анны.
Покровский монастырь, служивший важным рубежом суздальской обороны, был хорошо укреплен. Об этом свидетельствуют его каменные стены (до нас дошли постройки XVII— XVIII вв.), которые до сих пор сохранили следы боевого предназначения обители: с внутренней стороны стен устроены глухие арки, которые использовались как опоры деревянного боевого хода. Участок древней стены восстановлен в своем первозданном виде в юго-западном углу монастыря. В северной части монастыря сохранились шатровые башни XVII в., которые хотя и выглядят довольно сурово, боевой роли не играли и были сугубо декоративными.
Но эти стены - не единственная линия монастырской защиты. С севера за ними лежит второй оборонительный пояс каменных укреплений, созданный в XVIII в. Он образует своеобразный особый внутренний монастырский дворик, позволявший в случае опасности надежно защитить насельниц монастыря.
Главный, южный, вход в монастырь украшен Святыми воротами с надвратной Благовещенское церковью. Они построены около 1518 г. по приказу Василия I. Церковь на воротах с трех сторон окружена узенькими галереями, в которых находились приделы- молельни, оформленные как крошечные церковки с главкой. Поскольку Благовещенская церковь чрезвычайно мала, на службах в ней, видимо, присутствовало не больше 2-3 человек.
Рядом с воротами около внутренних стен стоит приказная изба, где восстановлен интерьер XVIII в. Сюда из Москвы доставлялись царские указы и распоряжения, здесь велось управление огромным и сложным монастырским хозяйством. Сейчас в бывшей приказной избе развернута экспозиция «История Покровского монастыря». Приказную избу когда-то называли «судным домом» - по легенде, именно здесь проводился первый допрос Евдокии Лопухиной.
Из основного зала можно попасть в монастырский каземат - подземную тюрьму, своеобразный каменный мешок, где содержались провинившиеся узницы.