Центральное здание монастыря, собор во имя Покрова Пресвятой богородицы, было построено по заказу Василия III в 1510-1518 гг. Храм словно приподнят над землей - он стоит на высоком подклете, в котором находится усыпальница знатных монахинь: там погребены жена Василия III Соломония Сабурова, жена Грозного Анна Васильчикова, две жены его сына царевича Иоанна, дочь Малюты Скуратова Екатерина, дочь Бориса Годунова Ксения, жена Петра I Евдокия Лопухина и многие другие. По сравнению с нарядной Благовещенской церковью, Покровский собор кажется строгим и величественным. Это впечатление неслучайно: собор был не только главным храмом большого царского монастыря, прежде всего он служил торжественным мавзолеем знатных женщин.
Так же скупо и сурово выглядит интерьер храма. Во время археологических исследований удалось установить, что пол его украшали черные керамические плитки, а стены вообще не имели росписи. В нижней части стен устроены небольшие ниши, где хранились молитвенные принадлежности - каждая имела собственное, строго определенное место в храме.
Напрямую из собора можно попасть в колокольню - между двумя зданиями существует деревянный переход. Нижняя часть колокольни датируется 1515 г.: тогда широкий восьмигранный столп использовался как усыпальница, над которой находилась небольшая церковь. Нынешняя верхняя часть с ярусом звона и шатром надстроена в XVII в. и по своему оформлению заметно отличается от нижней.
Покровский собор стал первым каменным зданием, построенным после татарского нашествия, где зодчие «вспомнили» и применили традиционные приемы, характерные для владимиро-суздальской архитектуры домонгольского периода: аркатурно-колончатый пояс, пышные порталы, трехглавие и др.
К северу от Покровского собора находится Зачатьевская церковь, построенная на месте деревянной в 1551 г. Если первая церковь была освящена во имя Зачатия святой Анны в связи с бесплодием Соломонии Сабуровой, то вторичное освящение каменного храма во имя этого праздника связано с памятью об умершей дочери Ивана Грозного Анне. Церковь служила для ежедневных трапез монахинь: на втором этаже расположена большая трапезная палата, в подклете - хлебопекарня, поварня и другие служебные помещения. В XVI в. к церкви была пристроена так называемая «часозвоня» - звонница, колокола которой били каждый час.
За боевыми монастырскими стенами располагались принадлежавшие обители слободы, где с 1694 г. стоит церковь Петра и Павла - одна из самых монументальных суздальских построек. Этот храм также связан с именем первой жены Петра I Евдокии Лопухиной - в память о сыне, царевиче Алексее, она учредила здесь Алексеевский престол. На другой стороне Каменки, на ее высоком левом берегу, находится еще один суздальский монастырь - Спасо-Евфимиев экспозиции: «Дмитрий Пожарский - национальный герой русского народа», «Книжные сокровища шести столетий», «Память о плене» (посвящена лагерю, в котором содержались в 1943-1946 гг. плененные под Сталинградом генералы 6-й гитлеровской армии), «Музей наивного искусства России», «Музей современного художественного творчества народов России», «Узники монастырской тюрьмы»).
Кирпично-красные стены и мощные башни монастыря видны издалека. Мужскую обитель во имя святого Спаса в 1352 г. заложил суздальско-нижегородский князь Константин Васильевич.
Монастырь стал северным форпостом города и одним из богатейших собственников в округе: ему принадлежали многочисленные земли в суздальском ополье; кроме того, открытые в 1507 г. мощи основателя и первого настоятеля монастыря Евфимия привлекали в обитель множество паломников. К концу XVII в. Спасо-Евфимиев монастырь входил в число пяти крупнейших монастырей России, здесь велось активное каменное строительство.
Как и другие суздальские монастыри, Спасо-Евфимиев служил боевым укреплением. Об этом напоминают многочисленные бойницы на его стенах. Сами стены строились по всем законам фортификационного искусства: со стороны реки, там, где врагу подступить трудно, стены невысоки, а башни приземисты. А вот с южной, «приступной» стороны, где нет естественных препятствий, стены и башни значительно выше. Монастырь представляет собой отдельный город-крепость; неслучайно в XVII в. он стал оплотом польско-литовских войск, захвативших Суздаль.
Самым мощным сооружением русских крепостей была проездная башня с главными воротами, поскольку именно сюда направлялся первый удар врага. Таков и башня на Святых воротах (высотой около 22 м). Нижний ярус прост и суров (его украшают только два киота для икон и бойницы), а верхний, напротив, поражает своим нарядным убранством: за поясом продолговатых ширинок следует ряд бойниц с узорчатыми килевидными наличниками, над ним - широкий карниз с изразцами, выше - бойницы навесного боя (машикули) и венчающий башню аркатурно-колончатый пояс с остриями кокошников.
Угловые башни подчеркивают главенство центральной, проездной - они украшены несравненно проще. Но на каждом фасаде башни убраны по-своему: так, например, башни восточного фасада, выходящего на Ярославскую дорогу, богаче башен западной стороны, а северные, обращенные в сторону городских окрестностей, наиболее просты. Такое разнообразие формы и обработки башен - прямоугольных, многогранных, круглых - придает монастырю особую живописность. И неслучайно многие путешественники издалека принимали Спасо-Евфимиев монастырь в Кремль, считали его центром города - настолько затмевал он своей красотой и мощью настоящий, древний кремль с Рождественским собором.
Пройдя в ворота главной башни, посетитель неожиданно оказывается перед новыми воротами. Сейчас они кажутся нефункциональными, стен рядом с ними нет, но раньше вплотную к этим воротам подходили деревянные стены, ограждавшие внутренний двор монастыря: Спасо-Евфимиев монастырь так же, как и Покровский, имел два оборонительных пояса.
Над внутренними воротами устроена Благовещенская церковь (1628). Первоначально верх церкви состоял из двух шатров, которые позднее заменили на луковичные купола. За аркой ворот - древнейшие монастырские постройки: в центре высится Спасо-Преображенский собор, справа - большая звонница, за ней - братский келейный корпус, слева - Успенская трапезная церковь и архимандритский корпус. Колокола Спасо-Евфимиева монастыря были самыми звонкими в Суздале. Но в 1930-х гг. все они отправились на переплавку «на нужды государства». В 1980-е гг. Владимиро-Суздальский музей начал собирать колокола по всей Владимирской области, и сейчас каждый час на старинной звоннице звучат колокольные концерты.
За звонницей вытянулся огромный братский корпус (его протяженность более 100 м), где располагались кельи монахов.
На другой стороне монастырского двора находится Успенская церковь, построенная около 1525 г. С храмом соединяется трапезная палата - двухэтажное здание, где наверху располагался трапезный зал. а внизу - хозяйственные службы и склады. В центре монастырского двора стоит главный собор Преображения Господня, построенный в XVI в. Еще до возведения основного здания, в 1507-1511 гг. на этом месте появилась маленькая церковь над могилой первого настоятеля монастыря Евфимия, позже причисленного к лику святых. Именно к этой церкви был пристроен большой храм, а первоначальная церковь стала Евфимиевским приделом собора с юго-восточной стороны.
Долгое время после постройки храм оставался нерасписанным и, судя по документам, выглядел очень необычно для того времени: на белых стенах висели многочисленные иконы в драгоценных окладах и шитые пелены, подпоенные знатными богомольцами. В 1689 г. в храме начались работы по живописному оформлению интерьера, и вела их артель под руководством знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина, расписавших множество храмов в Ярославле. Костроме и других городах. В верхней части алтарной атсиды живописцы создали большую фреску «О тебе радуется всякая тварь», прославляющую Богородицу, - подобные сюжеты почти всегда помещались над алтарем.
Настенную роспись можно разделить на четыре пояса. В нижнем представлены деяния апостолов, в трех верхних - фрески на темы земной жизни Христа, поскольку именно ему посвящен собор. Вся живопись напоминает узорчатый ковер: отдельные изображения не разделены рамками, а тесно соприкасаются друг с другом, действие происходит на фоне разнообразных пейзажей, в обстановке богатых палат или в причудливых архитектурных ландшафтах. Фрески сопровождаются подробными подписями.
Но не только религиозные композиции встречаются в живописном убранстве храма. В нижних ярусах столбов находятся изображения основателей царской династии Романовых - царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в нимбах, хотя они и не были тогда причислены к лику святых. Здесь русские правители выступают вместе с библейскими царями Давидом и Соломоном, византийскими императорами Константином и Еленой, святыми князьями Борисом и Глебом. Всеволодом III. Как и в древних владимирских соборах, подобный ряд утверждал преемственность и авторитет княжеской власти, поддерживал святость.
Росписи в Евфимиевском приделе посвящены житию первого настоятеля. Евфимий был монахом Нижегородского Печерского монастыря, откуда его вытребовал в середине XIV в. князь Борис Константинович для надзора за возведением Спасского монастыря в Суздале. Евфимий стал первым архимандритом монастыря, и здесь же его похоронили в 1404 г.
Как и Покровский монастырь. Спасо-Евфимиев служил государственной тюрьмой, которая была учреждена здесь по указу Екатерины II в 1766 г. В тюрьме содержались «безумствующие колодники» - душевнобольные и политические арестанты: еретики, сектанты, раскольники, простые мещане, чем-то не угодившие властям. За 150 лет существования тюрьмы (ее упразднили в 1905-1907 гг.) здесь побывало 350 заключенных. Арестанты содержались в специальном тюремном корпусе, расположенном в западной части монастыря, за Преображенским собором. В тюремный комплекс входили также больничные кельи и Никольская церковь (все три здания были огорожены высокой стеной).
За стенами Спасо-Евфимиева монастыря, с юго-восточной стороны, лежала принадлежавшая ему слобода Скучилиха, нареченная ремесленниками, в том числе каменщиками и кирпичниками. Там были возведены характерные для Суздаля «парные» храмы: холодная церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1696 1706) и теплая церковь святого Симеона (1749), сильно искаженная позднейшими переделками. Смоленская церковь строилась, в то же время, что и храмы на суздальском посаде, и потому очень похожа на них. Существует предположение, что на рубеже XVII-XVIII вв. строители при возведении новых храмов ориентировались на перечень образцов (уже построенных храмов), который давали заказчики. Колокольня в стиле классицизма появилась рядом с церквями на рубеже XVIII-XIX вв.
Рядом со Смоленской церковью расположен уникальный памятник жилой архитектуры XVII в. - хорошо сохранившийся дом знатного горожанина, возможно, суздальского попа- старовера Никиты Пустосвята.
Хотя дом кирпичный, в нем заметны традиции деревянного строительства: он состоит как бы из двух клетей разной высоты, перекрытых двускатными кровлями. Сейчас этот посадский дом принадлежит музею, и здесь воссоздан интерьер жилища суздальского калачника и харчевника XVIII в.