Настоятельский корпус соединен с палатой огромными сенями куда вело ныне частично восстановленное парадное крыльцо. Жилые покои настоятеля размещались во втором этаже, в первом находились подсобные помещения: хлебная, квасоварня, погреба для хранения продуктов.
Очень интересен келейный корпус, расположенный за Спасо-Преображенским собором. Он построен в конце XVII в. с использованием самых современных тогда инженерных решений: в здании были устроены внутристенные лестницы, стенные «шкафы», окна на лестницах и в сенях, отопления из сеней и др. Раньше каждая пара келий имела отдельное крыльцо.
Спасо-Преображенский монастырь стоит на Богоявленской площади, получившей свое название благодаря церкви Богоявления (Крещения Господня) Богоявленская церковь строилась в 1684-1693 гг. на средства купца Алексея Зубчанинова. Храм весь словно блистает изразцами, которые опоясывают его зеленоватой лентой, спускаются вертикальными гирляндами, украшают стены, приделы, крыльцо и т.д. По их количеству и характеру применения церковь Богоявления не имеет себе равных. Изразцы делятся на два основных типа: одни, с повторяющимся рисунком, составляют сплошные горизонтальные орнаментальные пояса, другие - с замкнутым рисунком в центре - располагаются вертикальными рядами. Всего на стенах церкви представлены пять вариантов рисунков пяти цветов, которые создают бесчисленное разнообразие декора. Изразцы Богоявленской церкви производили настолько сильное впечатление на современников, что художники, расписывавшие интерьер храма, использовали рисунок изразцов в украшении саркофага Христа в сюжете «Положение во гроб». Не менее красиво внутреннее пространство церкви. Освещаемый девятью огромными окнами, храм, стены которого покрыты сплошным ковром фресок, имеет торжественный вид.
Настенные росписи можно разделить на 8 ярусов. Преобладают сцены чудесных исцелений и воскрешений, проповедей Иисуса Христа, его споров с фарисеями, иллюстрации притч. Примечателен и шестиярусный иконостас, в котором сохранились иконы XVII в.
На восточной стороне Богоявленской площади находится Гостинный двор (1814-1818), построенный на месте срытых валов, окружавших посад. За торговыми рядами высится уникальный памятник крепостной архитектуры Ярославля - Знаменская (или Власьевская) башня на Комсомольской улице. Это одна из шестнадцати каменных башен, построенных для обороны посада после сильнейшего пожара 1658 г. Тогда за несколько дней огонь уничтожил почти весь старый деревянный Ярославль: погибло около полутора тысяч домов и ремесленных мастерских, три монастыря, 29 церквей, торговые ряды, мосты. Сгорел и Ярославский кремль, и деревянные стены посада. Город остался беззащитным, поэтому через несколько десятилетий началось возведение каменных укреплений, от которых до наших дней сохранились только две башни - Знаменская и Волжская (она стоит на берегу Волги, у Стрелки).
Чуть далее по Первомайской улице располагается здание Драматического театра имени Волкова. Здание театра было возведено в 1911 г. по проекту Н. А. Спирина. Огромный портик увенчан скульптурными изображениями Аполлона, Мельпомены и Талии - древнегреческих покровителей искусства. Необычное пространственное решение здание, барельефы на его стенах позволяют считать театр одним из интереснейших вариантов применения стиля модерн в провинции. В наше время Драматический театр им. Ф. Волкова считается одним из лучших провинциальных театров страны и много гастролирует по России.
Пройдя по ул. Кирова - главной улице Ярославля, где стоят филармония, выставочный зал, правительственные здания, можно выйти на Советскую (ранее Ильинскую) площадь, в центре которой высится церковь Ильи Пророка, символ и гордость Ярославля.
Она была выстроена в 1647-1650 гг. по заказу богатейших скупщиков пушнины Аникея и Нифантея Скрипиных. Их несметные богатства заставляли считаться с ними даже царя Алексея Михайловича, который после активной борьбы посадских жителей под руководством Скрипиных со Спасским монастырем, монастырь всех земель на посаде и в знак высшего благоволения одарил братьев религиозной реликвией - частицей Ризы Господней.
Площадь, на которой расположен храм, возникла лишь в конце XVIII в. Изначально церковь стояла на перекрестке двух главных улиц посада, рядом с жилыми палатами и кладовыми Скрипиных. Церковный комплекс состоит из четырех основных частей: самой церкви Ильи Пророка, ее Ризположенского придела, колокольни и галереи. Если смотреть на ансамбль со стороны западного фасада, с площади, все эти части четко различимы. В центре - основной объем храма Ильи с пятью луковичными куполами. Окружают церковь крытые галереи с широким крыльцом и два шатра - правый принадлежит Ризположенскому приделу, левый - колокольне.
Внутри церковь представляет собой настоящую сокровищницу древнерусского искусства. Сразу же при входе на галерею открываются затейливо раскрашенные порталы с коваными дверями - вдоль стен тянется изразцовая панель.