В настоящее время большая часть фресок скрыта поздними росписями XIX в., сюжеты которых дублируют первоначальные композиции. Но раскрытые фрагменты («Никола возвращает зрение сербскому царевичу Стефану» в нижнем ярусе западной стены центрального храма, часть библейских сюжетов на западной галерее) - дают представление первоначальной живописи, мягкой и сдержанной по колориту. На стенах «личного» придела Светешникова. Благовещенского размещены необычные сюжеты, которые, как это ни парадоксально, можно назвать антицерковными. Дело в том, что Светешников был активным участником борьбы посадских людей против Спасского монастыря, стремившегося присвоить владения города. Поэтому он приказал изобразить в приделе два антимонастырских сюжета. Первый в 15 картинах рассказывает «О юноше, нашедшем злато» - историю о лживых и алчных монахах, утопивших юношу, показавшего им клад. Другой сюжет - «Видение Иоанна Лествичника» содержит изображение лестницы в рай, по которой карабкаются наверх монахи, а черти тянут их в ад. Одно из лучших украшений Никольской церкви - резном иконостас 1751 г. По преданию, он выполнен по рисунку знаменитого ярославца Ф. Волкова - основателя русского национального театра, который в молодости был прихожанином этой церкви. Центральная часть - створки царских врат очень необычна: она скомпонована в виде композиции «Тайная вечеря» (Христос за столом в окружении 12 апостолов). По сторонам ворот поставлены фигуры ангелов с чашами в руках.
Совсем рядом с церковью Николы Надеина, на волжском берегу стоит еще одна посадская церковь - во имя Рождества Христова. Ее заказчиками также выступила ярославские купцы, братья Назарьевы - Акиндин и Гурия, поставившие церковь рядом со своей усадьбой. Рождественская церковь во многом строилась по образцу храма Николы Надеина, но заказчики были куда менее богаты, чем Светешников. Братьям Назарьевым не хватило средств на завершение постройки. Строительство церкви остановилось на несколько десятилетий, и только купцы Гурьевы - сыновья младшего брата, Гурия, в 1 644 г. достроили храм, при этом существенно изменив первоначальный замысел. Церковь стала довольно большой и просторной. Купеческий род Гурьевых владел богатейшими рыбными ловлями на Каспии, поставляя в столицу и крупные города красную рыбу, зернистую и паюсную икру.
Вполне вероятно, что именно с Востока, куда часто в коммерческих целях ездили Гурьевы, пришли в Ярославль изразцы. Ярославских купцов поражала пышная и нарядная бирюзовая облицовка медресе и минаретов, в орнамент которой вплетались написанные арабской вязью строки Корана. Ничего подобного на Руси не существовало, хотя сама технология изготовления керамических плиток, изразцовое дело в Москве и Владимире достигло значительных успехов. Желая соединить русские умения и восточные впечатления, Гурьевы приказали украсить Рождественскую церковь многоцветными изразцами.
Храм Рождества Христова стал первой ярославской церковью, в оформлении которой были применены «муравленные» изразцы, ставшие позднее «фирменным» знаком города. Здесь изразцы украшают крыльцо, центральный барабан и восточный фасад.
Уникален изразцовый фриз, идущий по периметру храма: на нем помещена так называемая «храмозданная» запись, содержащая имена жертвователей, представителей двух поколений семьи Назарьевых-Гурьевых. Такая надпись очень необычна для XVII в.: на Руси было не принято оставлять на стенах культового сооружения «светские» имена: «воздвигли сию церковь Акиндин а по прозванию Дружина да Гурия Назарьевы... а совершили церковь сию после отца своего Гурия дети его Михайло да Андрей да Иван...» Исследователи особо отмечают изразцы с изображением львов, которые очень напоминают владимирские резные камни.
Чрезвычайно интересна шатровая колокольня с надвратной церковью. В ее оформлении также заметны восточные мотивы: например, фигурные завершения колонок похожи на венчания минаретов. Первоначально церковь-колокольня была включена в ограду, окружавшую Рождественскую церковь, и к ее западному фасаду подходила одна из центральных улиц посада. На фоне деревянной застройки Рождественская церковь казалась гигантской и производила на горожан очень сильное впечатление. Храм Рождества Христова был расписан в 1683-1684 гг. по заказу Ивана Гурьева и его сыновей. Общая система росписи традиционна: в алтаре помещены сюжеты на литургические темы, в куполе - евангельские сюжеты, на столпах - монументальные фигуры святых, из которых нижние изображают «небесных покровителей» семьи Назарьевых-Гурьевых. Южная и северная стены храма разбиты на 6 ярусов. Два верхних рассказывают о жизни Христа. В третьем ярусе расположены «Страсти Христовы» - первый в ярославской монументальной живописи развернутый цикл о страданиях Христа. В пятом ярусе южной стены дана оригинальная трактовка «Деяний апостолов»: художник представил только проповеди и страдания двенадцати апостолов. Стенописи церкви Рождества Христова являются первым живописным ансамблем, выполненным ярославскими мастерами без привлечения иногородних художников. Пятиярусный резной иконостас - один из немногих полностью сохранившихся образцов первой половины XVII в. Царские врата являют собой мастерски выполненную скульптурную композицию «Сошествие Святого Духа на апостолов»: Богоматерь и апостолы представлены на фоне пышного дворца, боковые входы в алтарь украшены выразительными фигурами ангелов.
На отрезке Волжской набережной от храма Николы Надеина до бывшего центра города, расположены три интереснейших ярославских музея. Первый из них - частный музей «Музыка и время», созданный в начале 1990-х гг. иллюзионистом и актером Джоном Григорьевичем Мостославским. В маленьком доме Мостославский разместил свою собственную коллекцию колокольчиков, собирать которую он начал еще в детстве. Здесь можно увидеть громадное количество самых разных колокольчиков: поддужных, подпружных, настольных, дверных, рыбацких, церковных и т.д. Постепенно к колокольчикам добавились разнообразные старинные вещи: часы, музыкальные инструменты, стулья, кресла, зеркала, патефоны и граммофоны. Экспозиция превратилась в интерьер старинной квартиры, где все звенит, двигается, тикает, поет, играет. Экскурсии по музею проводятся постоянно, и все вещи можно трогать, почти все они работают. В музее можно услышать шарманку, музыкальную шкатулку, граммофон, полевой патефон времен Великой Отечественной войны и т.д. Иногда экскурсии проводит и сам хозяин. Во дворе музея находится небольшой домик, в котором есть собрание икон и коллекция фарфора.