1152. Князь Юрий Долгорукий на берегу Колокши закладывает новую крепость Юрьев, в которой возводится Георгиевский собор. 1212. Юрьев становится центром удельного княжества. XIII-XIV вв. Юрьев многократно подвергался разорению татаро-монголами. 1460-е. Обрушение Георгиевского собора.
1612. Юрьев почти полностью сожжен польскими войсками. XVII в. Юрьев становится важным торговым центром (торгует зерном, льном, юфтью).
По городу.
Юрьев был основан 850 лет назад. За это время город разросся, и нынешняя центральная площадь лежит за пределами окружавших крепость земляных валов, которые хорошо сохранились до наших дней. На валах, высота которых составляла почти 7 м. раньше стояли деревянные стены, надежно защищавшие внутрикрепосные постройки. Валы окружают две главных достопримечательности Юрьева; первая из которых - мужской Михайло-Архангельский монастырь, возникший XIII в. на северо-восточном участке крепости. К сожалению до наших дней ничего не сохранилось от древних монастырских строений: все существующие здания были возведены в XVII- XVIII в. На западной линии ограды находятся Святые ворота (1654) над ними - пятиглавая надвратная церковь Иоанна Богослова (1670) Для отдыха пришедших богомольцев внутри Святых ворот были устроены специальные «печуры» - ниши для сидения.
За воротами открывается центральный двор монастыря с главным собором св. Михаила Арущгела (1729) и шатровой колокольней XVII в., которую многие считают лучшей монастырской постройкой за ее монументальный вид и богатое оформление. На южной стороне монастырского двора стоит Знаменская трапезная церковь: первый этаж предназначался для хозяйственных целей, на втором находилась трапезная палата, к которой и примыкала сама церковь.
Почти сразу за монастырем высится обезглавленный кирпичный храм св.Троицы (1907- 19091,аза ним - главное сокровище Юрьева-Польского. Георгиевский собор Храм производит неизгладимое впечатление: на лужайке, среди покосившихся деревянных домов стоит массивное, грузное здание серо-зеленоватого цвета, все стены которого покрыты резными камнями. История собора насчитывает восемь веков, и за эти годы облик храма кардинально изменился.
В 1152 г. по приказу Юрия Долгорукого в новопостроенной крепости был возведен собор св. Георгия. В 1230 г. внук Юрия, сын Всеволода Большое Гнездо князь Святослав, получивший Юрьев-Польской в удел, разрушил обветшавший к тому времени храм, приказав построить на его месте новый. Здание возвели за четыре года, и простояло оно больше двух столетий. Однако в 1460-х гг. произошла катастрофа: не выдержав большой нагрузки, своды храма обвалились. По приказу великого князя Московского восстанавливать здание приехал известный московский зодчий В.Д. Ермолин, как бы «собравший» храм из старых камней.
Нынешний грузный и громоздкий Георгиевский собор кажется чуть ли не антиподом владимирских церквей и храма Покрова-на-Нерли, которые оставляют впечатление легкости и полета. Но эта тяжеловесность и массивность появилась в результате перестройки Ермолина. Первоначально храм был стройнее и живописнее, его покрытая шлемовидным (а не луковичным, как сейчас) куполом высокая глава стояла ровно над центром основного куба на особом постаменте, который, вероятно, создавал дополнительную нагрузку, вызвавшую обрушение храмовых сводов.
Невооруженным взглядом можно разглядеть границу разрушения стен: здание падало как бы по диагонали - от верхнего северо-западного угла к нижнему юго-восточному. Лучше всего сохранилась северная стена, а вот южная разрушилась почти полностью. Восстанавливая храм, Ермолин пытался обнаружить смысловую связь между рельефами, и там, где ему это удавалось, он ставил камни рядом. Но не имея никаких чертежей или изображений фасадов, он не смог полностью воссоздать церковь. Ермолин словно заново «облицевал» фасады древними резными камнями, подчас расположил их в беспорядке или в неправильной последовательности, тем самым создав гигантский каменный ребус. Многие камни вообще оказались затерянными на соседних с храмом дворах, и лишь в XX в. ученые смогли разыскать их (теперь эти камни хранятся внутри собора). Основываясь на изучении расположения рельефов сохранившихся частей стен исследователям удалось гипотетически воссоздать первоначальную систему резного убранства храма. В отличие от владимирского Дмитриевского собора, резьба покрывала здесь всю поверхность стен и даже архитектурных деталей. Сейчас мы не можем в полной мере оценить мастерство древних резчиков: на стенах Георгиевского собора можно различить лишь отдельные камни с фигурами святых, животных, частями библейских сцен. Человек, впервые увидевший храм, останавливается перед ним в изумлении: почти невозможно уловить смысл рельефов, обнаружить закономерности их расположения. Главным фасадом Георгиевского собора был северный - он выходил на городскую площадь. Над входом в храм резчики поместили изображение покровителя города и храма - святого Георгия; он одет в воинские доспехи и опирается на высокое копье и миндалевидный щит с изображением вздыбленного барса - эмблемы владимирской династии.
В аркатурно-колончатом поясе находятся фигуры святых - покровителей княжества. Этот ряд рельефов раскрывал основную идею резного оформления храма: небесные силы оказывают особое покровительство владимирским князьям и их «богоизбранной» земле. Центральной композицией северного фасада было «Распятие» (хранится внутри собора), которое называли «Святославов крест», поскольку на нем вырезана мемориальная надпись о постановке креста устроителем собора, князем Святославом. У подножья креста изображены драконы.
Вторым по значению был за ладный фасад, к которому примыкал притвор, где располагалась княжеская ложа. Здесь, в изображениях святых, архангелов, апостолов, целителей и мучеников доминирует тема славы владычиской державы. У вершины тройного окна княжеской ложи на западном фасаде находились изображения библейских пророков, а также царей Давида и Соломона Над окном располагалась фигура Богоматери Оранты, которая символизирует идею всеобщей защиты.
Третий резной фасад собора, южный, может быть восстановлен лишь фрагментарно. Главным его украшением, по всей вилшести, служили два рельефа с изображением вознесения: в центре стены находилось прославлявшее Иисуса «Вознесение Христово», часть которого - «Богоматерь Оранта» (уже вторая в Георгиевском соборе) - сохранилась над южным порталом. Чуть восточнее было расположено «Вознесение Александра Македонского» - символ божественности и могущества светской княжеской власти. Что касается восточного фасада, то следует помнить, что во всех православных храмах на востоке расположен алтарь (с внешней стороны отмеченный тарными апсидами), который не требовал декоративных элементов.
Если такая реконструкция первоначального вида Георгиевого собора в Юрьеве-Польском верна, то очевидно, что все резное убранство храма воплощает идею величия и богоизбранности княжеской династии. Божественным покровительством осенены не только князья, но и верные их слуги: изображения голов и погрудных фигур в шлемах и воинских доспехах были изваяны на капителях собора. По всей видимости, это княжеские дружинники, много сделавшие для процветания и могущества Владимирского княжества. Собор св. Георгия в Юрьеве-Польском стал последним творением владимирских мастеров. Через 4 года после завершения работ, в 1238 г. Юрьев, как и другие русские города, был захвачен татарами. Многих резчиков и художников убили, а оставшихся увели в плен. Георгиевский собор завершил блестящую эпоху в развитии владимиро-суздальской архитектуры, но одновременно он соединил древнюю, домонгольскую. Русь с послемонгольской, московской. Именно Георгиевский собор (тогда еще не обрушившийся) был взят за образец при строительстве Успенского собора в Московском Кремле, и московские мастера по приказу великого князя специально приезжали в Юрьев производить обмеры собора. Польский или Польской?
Первая часть названия города связана с именем его основателя Юрия Долгорукого. Для уточнения местоположения возникла вторая часть - Польской (по суздальскому ополью). Но схожее по звучанию прилагательное Польский вытеснило его, хотя город никакого отношения к Польше не имеет. Правильное название - Юрьев-Польской.