Основные неиспавности аккумуляторных батарей: сульфатация пластин (образование на них белого налета), в результате чего уменьшается емкость батарей (пока сульфатация незначительна, восстановить емкость батареи можно путем повторных зарядок и разрядок); короткое замыкание пластин из-за выкрашивания их активной массы; разрушение пластин вследствие зарядки и перезарядки большим током, а также в случае короткого замыкания; наружные механические повреждения; уровень электролита ниже нормы.
Техобслуживание аккумуляторной батареи
Техобслуживание аккумуляторной батареи складывается из отдельных операций. Перед эксплуатацией сухозаряженную батарею необходимо залить электролитом плотностью 1,27-1,29, по истечении 2 ч поставить на 5 ч для зарядки током батареи ЗМТ-6 1 А и 6МТС-9 3 А.
В период эксплуатации батареи необходимо через каждые 10-15 сут проверять степень ее заряженности по плотности электролита в аккумуляторах (при плотности электролита, обозначенной 1:29, температура замерзания электролита — 74° С; при плотности 1,16 аккумулятор разряжен, а температура замерзания электролита — 16°С); один раз в 3 мес проводить контрольно- тренировочный цикл, т. е. заряд током 2-й ступени до признаков конца заряда и разряд током 0,6 А на аккумуляторе 3МТ-6; 1,2 А на 3МТ-12; 1,0 А на аккумуляторе 3МТР10 до напряжения 5,1 В батареи или 1,7 В аккумулятора, а затем зарядить по режиму 2-й ступени.
В период контрольно-регулировочного цикла необходимо разряженные батареи заряжать не позднее чем через сутки после разряда.
При приготовлении электролита крепкую серную кислоту вводят в воду — обратный порядок смешения не допускается. Электролит приготовляют в сосудах из кислотостойкого материала (эбонита, фарфора, керамики).
Во время эксплуатации мотоцикла с поверхности батареи необходимо систематически удалять пыль, влагу, грязь и электролит, прочищать вентиляционные отверстия в пробках. Зажимы надо содержать в чистоте и следить за тем, чтобы они плотно контактировали с наконечниками проводов. Чтобы наконечники не окислялись, их после закрепления необходимо смазывать техническим вазелином.
Трещины, образовавшиеся в мастике на крышке корпуса, рекомендуется запаивать с помощью горячей металлической пластины.
Электролит в батарее должен, постоянно находиться выше уровня верхней кромки пластин на 10-12 мм. По мере испарения в него следует доливать дистиллированную воду или электролит той же плотности.
Основные неисправности генератора: генератор не возбуждается или работает с перебоями при нарушении контакта между щетками и коллектором, при обгорании контактов регулятора напряжения; генератор не работает при нарушении контакта соединения к корпусу мотоцикла, при обрывах в обмотках возбуждения или замыканиях на корпус.