При подготовке мотоцикла к выезду необходимо проверить работу сцепления. Для этого рычаг выключения сцепления должен иметь свободный ход. Если свободного хода нет, сцепление будет пробуксовывать, а если ход слишком велик, сцепление может не полностью выключаться. На мотоциклах ММВЗ-3,115, «Восход», «Иж-Юпитер», «Иж-Планета», свободный ход рычага должен быть 5-10 мм, на мотоциклах «Урал» и «Днепр» — 5-8 мм.
Техобслуживание заключается в следующем. На мотоциклах «Иж-Планета» сцепление с ручным выключением регулируют (при сборке) пятью гайками пружин и винтом регулировки свободного хода рычага выключения сцепления. При равномерном завертывании гаек пружин следят, чтобы при выключении сцепления диски перемещались без перекосов.
Регулировка свободного хода рычага необходима для обеспечения полного выключения сцепления и исключения пробуксовывания.
Для регулировки сцепления мотоцикла «Иж-Планета» ослабляют гайку на правой крышке картера и затем поворотом регулировочного винта устанавливают нужный свободный ход рычага (5-8 мм). После этого гайку затягивают.
На мотоцикле «Иж-Юпитер» прежде всего необходимо завернуть регулировочный винт на левом кронштейне руля до отказа, обеспечив тем самым максимальный свободный ход рычага. Затем, отвернув два винта на левой крышке картера, надо снять крышку. Ослабив контргайку и вращая регулировочный винт, следует добиться такого положения, при котором свободный ход педали переключения передач, замеренный на ее переднем конце, составит 5-8 мм. После этого необходимо винт законтрить гайкой, крышку закрыть и регулировочным винтом на руле установить свободный ход рычага выключения сцепления в пределах 5-8 мм.
На мотоциклах ММВЗ-3,115 для регулировки снимают заглушку правой крышки картера, отпускают контргайку регулировочного винта и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт, устанавливают необходимый свободный ход рычага сцепления. При ввертывании винта свободный ход уменьшается, при вывертывании увеличивается.
На мотоциклах «Восход» вначале завертывают регулировочный винт троса сцепления на руле до конца, а затем вывертывают пробку на левой крышке картера, торцовым ключом ослабляют контргайку регулировочного винта и завертывают винт до касания с грибком, после чего отвертывают винт на 1/2 оборота и законтривают от проворачивания. Свободный ход рычага сцепления регулируют винтом на руле.
Регулировку привода выключения сцепления мотоцикла «Днепр» выполняют регулировочным болтом и регулировочным винтом троса сцепления. Вначале регулируют ножной привод. При правильной регулировке зазор между концом регулировочного винта и промежуточным штоком должен быть не более 1 мм (наличие зазора определяется покачиванием педали.
Свободный ход переднего плеча педали должен быть 10-15 мм. Величина хода ползуна при ручном выключении сцепления не должна превышать величину хода ползуна при выключении сцепления педалью переключения передач.
Для проверки правильности регулировки ручного привода нажимают ногой на педаль переключения (до упора) для включения одной из передач.
Рычаг управления сцеплением отводится рукой до рукоятки на руле. При этом натяжение троса должно ощущаться на расстоянии от рукоятки руля не ближе 1-5 мм. При меньшем или большем расстояниях регулировка осуществляется регулировочным винтом.
Сухое сцепление при попадании на диски масла или воды, а также при недостаточном усилии пружин может во время работы буксовать. Сцепление, работающее в масле, может не полностью выключаться, если смазка загустела или застыла (в холодную погоду).
Для увеличения срока службы сцепления необходимо соблюдать следующие правила: включать его быстро, но плавно, во время движения мотоцикла не держать руку на рычаге сцепления, чтобы исключить нагрузку на подшипник; не допускать длительного выключения сцепления во время езды накатом и при кратковременных остановках; избегать перегрузки двигателя и постоянно контролировать величину свободного хода рычага сцепления.