Основные неисправности задней цепной передачи: износ цепи, провисание ее выше нормы, лязг при движении мотоцикла по неровностям, сильное натяжение цепи, ведущее к увеличению сопротивления качению.
Техобслуживание включает своевременное смазывание цепи, регулировку ее натяжения, регулировку положения звездочек в одной плоскости и периодическую проверку исправности замка.
Для определения степени износа цепи надо нажать на ее верхнюю или нижнюю часть так, чтобы она натянулась. Если при этом цепь на задней звездочке приподнимается или ее звенья в центре окружности звездочки можно легко оттянуть рукой до вершины зубьев, значит, цепь сильно изношена и ее целесообразно заменить. Однако при отсутствии новой цепи ее можно временно укоротить на два звена, воспользовавшись выжимкой из комплекта инструментов.
Нормально натянутая цепь должна провисать не более чем на 10-12 мм. Натяжение цепи регулируют серьгами, установив мотоцикл на подставку. Ослабляют гайку оси заднего колеса, гайку крепления тормозного диска и втулки кожуха ведомой звездочки, а также гайки левой и правой серег натяжения цепи. С помощью правой серьги добиваются такого положения, при котором ход верхней ветви вверх — вниз (от усилия пальца руки) в месте выхода цепи из картера коробки передач будет около 20 мм. После этого затягивают гайку и с помощью левой серьги проверяют положение заднего колеса. Убедившись, что цепь не перекошена, гайки затягивают, а серьги законтривают.
Новая цепь после пробега 200 км часто вытягивается, поэтому следует чаще проверять ее натяжение. При установке цепи необходимо следить, чтобы звездочки располагались в одной плоскости. Замковую пружинную пластину устанавливают разрезом в сторону, противоположную движению мотоцикла.
Цепь задней передачи на мотоциклах «Иж-Юпитер» и "Иж-Планета« через 5000 км, а на мотоциклах «Восход» и М-106 через 3000 км пробега надо снять, промыть в керосине, просушить, а затем смазать. Для смазывания используют графитовую смазку УССА или приготовляют смесь из 95% универсальной смазки УТ или УС и 5% графитного порошка. Банку со смазкой разогревают в кипящей воде, погружают в нее свернутую цепь и периодически перемешивают, чтобы смазка проникла во все звенья. Затем смазку несколько охлаждают, вынимают цепи и насухо вытирают.
Чтобы снять цепь задней передачи и ее кожух (при техобслуживании или замене), снимают заднее колесо, разъединяют замок цепи, вынимают переднюю часть резиновых чехлов цепи из гнезда картера коробки передач, отворачивают гайку и снимают кожух вместе с чехлами и цепью, затем вынимают основание ведомой звездочки вместе с втулкой кожуха. Снятые детали промывают и проверяют их техническое состояние. Сборку выполняют в обратной последовательности.
Если вытянутая цепь была укорочена за счет удаления ее звеньев, при первой возможности цепь надо заменить на новую, так как ее дальнейшая эксплуатация приведет в быстрому износу звездочек.