Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма: износ цилиндра, поршня, поршневых колец и их пригорание в канавках; прорыв газов между головкой цилиндра и цилиндром; износ шатунных подшипников или шеек коленчатого вала.
Техобслуживание кривошипно-шатунного механизма предусматривает своевременную очистку от нагара и при необходимости замену его основных деталей. Камеру сгорания, головки поршня двухтактных двигателей очищают от нагара После 5-7 тыс. км пробега мотоцикла, детали четырехтактных двигателей — после 8-10 тыс. км пробега. Канавки для поршневых колец очищают, как правило, при замене колец или в случае уменьшения компрессии вследствие недостаточной их подвижности.
Чтобы легче было очищать днище поршня, нагар следует размягчать растворителем-аэрозолем «Темп». Удаляют нагар металлическим скребком, шабером или ножом. Поршень перед очисткой располагают в в. м. т., предварительно сняв головку цилиндра. На прокладке головки делают метку, чтобы при сборке установить ее в прежнее положение.
Перед очисткой канавок поршня снимают цилиндр. Во избежание поломки направляющей части поршня во время очистки под него устанавливают деревянный брусок. Чтобы частицы нагара не попадали в картер, его прикрывают фартуком, завязанным вокруг шатуна.
Для удаления нагара из канавок поршня снимают кольца с помощью тонких стальных пластинок толщиной 0,2-0,3 мм.
Вначале снимают верхнее кольцо. Нагар очищают специально заточенным шабером или обломком поршневого кольца, торец которого запиливают под углом 45° по отношению к его наружной плоскости. Чтобы не нарушить место приработки, кольца устанавливают в те же канавки, из которых они были извлечены. Установку делают с помощью пластинок, начиная с I нижнего кольца.
На двухтактных двигателях в каналах цилиндра нагар удаляют при снятых цилиндрах.
При монтаже цилиндра для сжатия колец на поршне применяют хомут из жести (поясной ремень). Кольца в двухтактных двигателях располагают так, чтобы их стыки находились на стопорах, иначе цилиндр не наденется на поршень и кольца могут сломаться.
После удаления нагара все очищенные поверхности деталей рекомендуется промыть керосином с помощью волосяной щетки или ветоши и насухо протереть чистой тряпкой.
Поршневые кольца заменяют при следующих условиях: компрессионные — в случае уменьшения компрессии, маслосъемные — при увеличении расхода масла более чем 0,25 л на 100 км пробега мотоцикла, или в случае их неисправности. Износ колец определяют по зазору в замке с помощью щупа, сверяя с допустимым зазором, указанным в инструкции. На мотоциклах «Восход», «Иж-Планета», «Иж-Юпитер» кольца рекомендуется менять, если зазор в замке более 3 мм. Нормальным считается зазор 0,2-0,3 мм, а для тяжелых мотоциклов — 0,25-0,5 мм. Примерный срок службы колец в четырехтактных двигателях соответствует 15-20 тыс. км пробега, в двухтактных — 10-15 тыс. км, причем чем меньше объем цилиндра, тем меньше срок их службы.
Срок службы поршня примерно соответствует продолжительности износа на нем двух комплектов поршневых колец. В поршне изнашиваются канавки для колец, отверстие под палец и направляющая часть. Предельным износом поршня считается образование между нижней частью его юбки и зеркалом цилиндра зазора, равного 5% диаметра цилиндра. Зазор измеряют у нижнего края юбки при расположении поршня в н. м. т. Так, на двигателях мотоциклов «Урал» и «Днепр» предельный нормальный зазор между юбкой поршня и цилиндром составляет 0,08-0,1 мм. Изношенные цилиндры восстанавливают расточкой их до ремонтного размера поршня. Заводы-изготовители выпускают поршни двух ремонтных размеров: 1Р и 2Р.