Потребительские общества в зависимости от обслуживаемого контингента и места в организационной структуре потребительской кооперации подразделялись на: районные, обслуживающие все население района (райпо); сельские, обслуживающие колхозы (сельпо); рабочие кооперативы совхозов (совхозрабкоопы); городские потребительские общества (горпо); рыболовецкие и ученические кооперативы.
Райпо, созданные в границах административных районов, по масштабам хозяйственной деятельности, занимаемому положению в системе областного, краевого или республиканского потребсоюза, правам и функциям аппарата управления приравниваются к райпотребсоюзам. Структура их управления также аналогична. Высшим органом управления райпо является собрание уполномоченных. Исполнительно-распорядительный орган - правление. Их функции такие же, как и у органов управления райпотребсоюзов. В то же время структура управления райпо имела ряд особенностей.
Аппарат управления райпо формируется в зависимости от масштабов хозяйственной деятельности, системы товароснабжения розничной торговой сети (с межрайонных оптовых баз облпотребсоюза или через базу райпо) и используемых форм управления отраслями деятельности, прежде всего розничной торговлей.
В райпо широко используется отраслевой принцип управления. Заготовками, общественным питанием и производством здесь управляют хозрасчетные объединения, в состав которых входят все предприятия соответствующих отраслей. Для управления розничной торговлей применяются различные схемы. Наиболее простая из них «правление - магазин» распространена в райпо с небольшими объемами розничного товарооборота. В крупных райпо применяются более сложные схемы, например «правление - розничное торговое предприятие - магазин». В состав предприятия, основу которого представляет головной магазин, входят 15-25 магазинов (на правах филиалов). Самостоятельными розничными торговыми организациями райпо являются хозрасчетные объединения «коопунивермаг» и «кооппродукты».
Функциональный аппарат управления, подчиненный непосредственно правлению райпо, включает в себя следующие основные подразделения: планово-экономический отдел, торговый отдел, бухгалтерию, отдел кадров и организационно-массовой работы. В него входят отдельные специалисты, например юрисконсульт, инженер-механик, а также технический персонал.
Некоторые из отделов аппарата управления райпо возглавляются заместителями председателя правления, которые отвечают за отдельные отрасли деятельности или участки работы.
Чтобы сформировать структуру аппарата управления райпо (так же, как и райпотребсоюзов) и разработать меры по ее совершенствованию, важно определить оптимальную численность работников, от которой во многом зависит экономичность управления. Численность работников аппарата управления райпо определяется на основе нормативов, утвержденных постановлением Правления Центросоюза, для райпо, использующих схемы управления торговлей: правление - магазин и правление - розничное торговое предприятие - магазин.
В соответствии с нормативами в каждом райпо обязательно предусматриваются должности председателя правления, заместителей председателя правления по торговле и по заготовкам, главного бухгалтера, юрисконсульта, секретаря-машинистки.
На основе нормативов рассчитывают численность управленческих работников по следующим функциям: организация торговой деятельности, планирование, анализ хозяйственной деятельности и финансы; бухгалтерский учет; организация контрольно-ревизионной деятельности; подбор и подготовка кадров; организационно-массовая работа.
По указанным функциям создавались отделы аппарата управления при условии достаточного для них объема работ. Если он был незначителен, то на один отдел возлагали выполнение нескольких функций. В крупных отделах могли быть созданы группы (сектора), возглавляемые старшими специалистами. Например, по функции «Организация торговой деятельности» создаются следующие группы: организации и техники торговли; организации закупок товаров у поставщиков; организации централизованной доставки товаров.
Кроме того, для улучшения организации торговли в райпо предусматривались в дополнение к нормативной численности должности товароведов-организаторов (инструкторов по организации торговли) из расчета 1 работник на 15 торговых единиц. За торговую единицу принимается один магазин или три предприятия мелкорозничной торговой сети.
В райпо, как и в потребсоюзах, аппарат управления разделяется на две части: центральную (при правлении) и аппарат управления хозрасчетными объединениями. Численность управленческих работников отраслевых объединений, а также розничных торговых предприятий устанавливается отдельно.
Сельпо, горпо, а также совхозрабкоопы функционировали в составе райпотребсоюзов. Поэтому их организационная структура и функции управления отличались от структуры и функций райпо. Однако различия не носят принципиального характера, так как и те, и другие выполняли одинаковые задачи, имели единые цели и действовали в соответствии с общим примерным Уставом потребительского общества.
Потребительские общества, входящие в состав райпотребсоюзов, функционируют на основе самоуправления, что предполагает широкое участие в управлении их членов.
Высший орган управления в потребительском обществе - общее собрание (собрание уполномоченных), которое решает наиболее важные вопросы общественно-массовой и хозяйственной деятельности.
В потребительских обществах, обслуживающих жителей многих населенных пунктов, а также в обществах, крупных по числу членов, вместо общего собрания созывается собрание уполномоченных. В этом случае, чтобы привлечь к управлению всех членов, обслуживаемая территория делится на участки, где проводятся участковые собрания членов кооператива по месту их жительства, имеющие следующие права и обязанности:
заслушивать отчеты правления и ревизионной комиссии, отчеты заведующих магазинами, столовыми и другими предприятиями, находящимися на территории участка;
обсуждать наказ правлению, избирать открытым или закрытым голосованием уполномоченных членов потребительского общества, руководителей кооперативных предприятий, членов комиссий кооперативного контроля;
освобождать от работы заведующих магазинами, руководителей других предприятий, если они не обеспечивают эффективного управления их деятельностью, причем решение собрания об увольнении с работы является окончательным;
избирать кооперативный комитет по работе с членами потребительского общества на территории участка.
Этот комитет подотчетен собранию и правлению потребительского общества.
Общее собрание и участковые собрания созываются правлением не реже 1 раза в год и считаются действительными при наличии более половины членов потребительского общества.
Контролирует деятельность правления потребительского общества ревизионная комиссия. Она проверяет выполнение хозяйственно-финансовых планов, сохранность кооперативной собственности, состояние учета и отчетности, соблюдение устава, а также контролирует выполнение решений общих собраний (собраний уполномоченных) потребительского общества.
В осуществлении контрольных функций важная роль принадлежит комиссиям кооперативного контроля, привлекающим широкие массы членов кооператива к управлению его делами. Эти комиссии создаются для наблюдения и проверки работы магазинов, столовых, производственных и других предприятий. Они работают под общим руководством ревизионных комиссий потребительского общества.
В период между общими собраниями (собраниями уполномоченных) делами кооператива управляет правление - исполнительно-распорядительный орган потребительского общества, работающий на основе наказа, утвержденного общим собранием (собранием уполномоченных). Оно выполняет следующие функции: проводит в жизнь решения общего собрания и отвечает перед ним за всю работу потребительского общества; заключает договора и выдает обязательства по делам потребительского общества; утверждает прием и увольнение работников (за исключением руководителей предприятий); несет ответственность за сохранность имущества и средств потребительских обществ, а также решает другие вопросы, связанные с развитием отраслей хозяйственной деятельности и повышением эффективности работы предприятий и культуры обслуживания населения.
Основными положениями коренной перестройки управления деятельностью потребительской кооперации предусмотрено развитие аппарата управления сельпо. Его структура должна отражать многоотраслевой характер экономики, а не ограничиваться только управлением торговлей. Признано необходимым иметь должности заместителя председателя правления по заготовкам, а также специалистов в этой области. Рекомендовано включить в состав правления руководителей предприятий отраслевых объединений райпотребсоюзов, если они находятся на территории деятельности данных обществ.
Предусмотрены также меры по развитию демократических основ управления: расширен круг выборных лиц аппарата управления, введен принцип конкурсности при выборах руководителей, повышена роль общих собраний и правлений в управлении делами обществ.